Биография — как история

Люди и судьбы

У этого моложавого на вид пенсионера в трудовой книжке единственная за 44 года стажа запись о месте работы: «Червенский лесхоз». Юным задорным Сашкой пришёл сюда после Полоцкого лесотехнического техникума, шесть лет был техником леса, заработал авторитет, стали звать по имени-отчеству. Перешёл на должность помощника лесничего, отработал 26 лет, и ещё 12 лет — лесничим. Давно уж строгое «Александр Фёдорович» превратилось в тёплое, родственное «Фёдорович», так подходящее этому добрейшему, душевному человеку. Поседела голова, пожелтели страницы трудовой книжки. Но таким же преданным лесу остаётся ветеран труда, так же болеет душой за каждый кустик, деревце, болотце. Так же уважают его в лесхозе и тепло, по-родственному обращаются при встрече «Фёдорович», а молодёжь, глядя вслед, перешёптывается: «Ещё бензопилы «Дружба» не было, когда он уже работал!..»

Александр Фёдорович ВЕРГЕЙЧИК, бывший лесничий, ветеран труда:

— Действительно, когда я пришёл на работу, бензопилы «Дружба» только начали появляться. Но долго ещё  люди работали обычными «двуручками». Придут в лес с «Дружбой», сделают план двуручкой, скажут, что «Дружбой»!.. Тогда населения было много в деревнях, рабочей силы хватало. Техники, правда, было мало, ездили на конях, зато можно было в любом лесу увидеть глухарей, куропаток. Лес был чище. Готовой древесины мало выписывали, часто на подводы люди сами собирали в лесу валёж, так и чистили. Теперь никто сам ничего не заготавливает, у многих газ, а дрова привозит гортоп, да и деревни пустуют. Приходится лесхозу лес чистить.

Самое трудное для меня в работе было — пожары. Ох, боялся я их! На всю жизнь запомнил 1992 год и 2002-й, когда горели Дикое болото и Галое. На три месяца мы оставили любую другую работу, все силы сосредоточили на тушении, сутками не прекращалась борьба. Победили, но трудно это было, много сил затратили.

А вот сильных ураганов на моей памяти не было. Один небольшой прошёл на Иваничах, так с его вредом мы своими силами справились. Я всю жизнь, и теперь тоже, хоть и на пенсии, езжу по лесу, изучаю, наблюдаю, анализирую. И так думаю: болота ураганы удерживают, отврачивают их от леса. Поэтому болота надо беречь. Очень разумно недавно поступили, что стали снова заболачивать Галое. Я из опыта жизни заметил: всё естественное надо сохранять.

В мою молодость занимались мы в основном посадкой леса. Вручную садили по 60 гектаров… К нам приезжали перенимать опыт. Теперь это само собой, например, делать коридоры, проводить трелёвку. А тогда новшеством были и выборочные рубки, и трёхприёмные рубки ухода.

Интересно было работать с хорошими, знающими кадрами. Первым лесничим при мне был Владимир Францевич Комаровский. Он, а потом Роман Николаевич Русецкий стали моими наставниками, потом и я стал наставником для молодых. Помню хороших, верных лесу лесников Виктора Дорофейчика, Степана Лысого, Леонида Ажара. Работают ещё и сечас былые коллеги, толковые специалисты Григорий Колтович, Николай Ладутько. Недавно ушла на пенсию начальник питомника Наталья Жданок. Но продолжает работать в лесу: убирает лесопарк. С 1977-го года довелось трудиться под руководством грамотного специалиста и хорошего человека Николая Сикирицкого. Работал и вместе с женой, Марией Николаевной. Она была 14 лет бухгалтером.

Вырастили трёх дочек, всем помогли получить высшее образование. Сейчас они замужем, у нас есть внуки. Сам я из многодетной семьи, родом из Гребёнки. Нас было шесть братьев и сестра. Мы с детства помогали отцу, а он ведь был лесником! Так что вся моя жизнь прошла в лесу. Да и сейчас наш дом в десяти метрах от леса, и это для меня самое лучшее место жительства!..

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *