Электробезопасность в охранных зонах воздушных линий электропередач

Актуальное Безопасность

Ежегодно на территории Республики Беларусь при производстве работ в охранных зонах воздушных линий электропередач имеют случаи электротравматизма и повреждения грузоподъемной, сельскохозяйственной и прочей техники.

Основными причинами таких случаев являются неудовлетворительная организация эксплуатации электрохозяйства, нарушение «Положения о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования», отсутствие элементарных знаний об опасности электрического тока.

Обеспечение безопасности в охранных зонах воздушных линий электропередач становится наиболее актуальной в период массового выхода крупногабаритной и другой техники на поля для выполнения посевных работ, заготовки кормов, уборки урожая, проведения строительных и других работ.

Водители, управляющие крупногабаритной техникой, привлекаемые для выполнения сельскохозяйственных работ и грузоперевозок, обязательно должны пройти целевой инструктаж по безопасной работе в охранных зонах воздушных линий электропередач.

Ниже приведена информация о произошедших в 2020-2022 годах несчастных случаях, связанных с проведением работ в охранных зонах линий электропередач.

11.08.2020 года на пульт диспетчера Шумилинского РЭС поступил сигнал «Земля» в сети 10 кВ, и телефонное сообщение об обрыве грузовым автомобилем марки MAN провода ВЛ-10 кВ в районе ул. Даумана, 13, г.п. Шумилино.

При выяснении причин аварийного отключения ВЛ-10 кВ было установлено, что на площадке для стоянки автотранспортной техники, водитель грузового автомобиля марки MAN произвел выгрузку щебня из полуприцепа. После выгрузки начал движение в сторону выезда с не опущенным кузовом полуприцепа и задел нижний провод с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове полуприцепа.

Водитель, выйдя из автомобиля увидел дымящееся левое колесо полуприцепа и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля попал под напряжение прикосновения, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения автомобиля произошло схлестывание двух проводов, вследствие которого произошло аварийное отключение ВЛ-10 кВ. После неудачной попытки отгона автомобиля, водитель самостоятельно вызвал МЧС. По прибытии на место происшествия сотрудники МЧС вызвали скорую помощь, и водитель был доставлен в ЦРБ г.п. Шумилино, состояние пострадавшего удовлетворительное.

19.08.2020 года произошел несчастный случай со смертельным исходом в филиале «Тепливоды» ОАО «Птицефабрика Дружба» Барановичского района Бресткой области.

При выяснении причин несчастного случая было установлено, что индивидуальный предприниматель на личном автомобиле марки МАЗ по договору с ОАО «Птицефабрика Дружба» об организации автомобильных перевозок грузов осуществлял перевозку зерна. На площадке складирования и хранения зерна на территории филиала «Тепливоды» ОАО «Птицефабрика Дружба» произвел выгрузку зерна с кузова полуприцепа. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод BЛ-10 кВ. Выйдя из автомобиля, увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При прикосновении к ручке двери попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.

01.09.2020 года произошло отключение ВЛ-10 кВ в городе Гомель, по улице Виноградная, 10. При выяснении причин и обстоятельств происшествия установлено, что водитель автомобиля МАЗ, принадлежащий строительному тресту №14 г. Гомеля, при выгрузке песка в охранной зоне ВЛ-10кВ, установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При выгрузке речного песка (подъеме кузова), приблизился и зацепил провод ВЛ-10кВ, в результате произошел его обрыв, автомобиль загорелся, после чего водитель покинул автомобиль. На место происшествия прибыл персонал МЧС и возгорание было ликвидировано. В результате происшествия пострадавших и потерпевших нет.

04.09.2020 года произошел несчастный случай со смертельным исходом в филиале КУП «Минскоблдорстрой» «ДРСУ-168» г.Несвиж. При выяснении причин и обстоятельств происшествия установлено, что водитель грузового автомобиля, принадлежащего ДРСУ-168 г.Несвиж, при разгрузке песка в охранной зоне ВЛ-10кВ в н.п.Войниловичи, установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При выгрузке песка (подъеме кузова), приблизился и зацепил провод ВЛ-10кВ. После чего потерпевший спрыгнул на землю и был смертельно поражен электрическим током (попал под шаговое напряжение).

22.09.2020 года около деревни Браздетчино, Оршанского района, Витебской области автомобиль МАЗ под управлением водителя филиала СГЦ «Заднепровский» ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» застрял в зерновом поле. После буксировки данного автомобиля кормоуборочным комбайном «Ягар-850» на грунтовую дорогу автомобиль МАЗ и комбайн, высота которого более 4,5м, остановились в охранной зоне ВЛ-10 кВ, проходящей вдоль дороги, при этом силосопровод комбайна оказался в непосредственной близости к крайнему проводу линии электропередач. При снятии металлического буксировочного троса с кормоуборочного комбайна водитель МАЗ попал под напряжение, потерял сознание и был госпитализирован в учреждение здравоохранения. Согласно медицинскому заключению пострадавший получил ожог обеих кистей и передней брюшной стенки.

03.08.2021 года диспетчеру Шкловского РЭС поступило телефонное сообщение о попадании под напряжение человека вблизи н.п. Редишено, Шкловского района при уборке урожая.

При производстве работ комбайном, принадлежащем ОАО «Новогородищенское», в пролете опор вследствие повреждения ВЛ-10 кВ, срыва изолятора со штыревого крепления траверсы, произошло приближение на недопустимое расстояние к проводам ВЛ-10 кВ и попадания под действие электрического тока помощника комбайнера. Бригадой скорой помощи оказана первая помощь, пострадавший доставлен в реанимационное отделений ЦРБ г. Шклова.

01.07.2022 года водитель автомобиля ОАО «Видомлянкое» Каменецкого района на автомобиле МАЗ производил выгрузку навоза вблизи ВЛ-35 кВ. После выгрузки автомобиль продолжил движение с поднятым кузовом. При движении произошло касание кузовом автомобиля нижнего провода ВЛ-35 кВ, что привело к замыканию «на землю» и аварийному отключению электрической сети 35 кВ. Водитель автомобиля не пострадал.

09.08.2022 года водитель автомобиля MAN (работник индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по перевозке грузов) по договору с организацией выполнил доставку шрота рапса на территорию зерносклада ОАО «Новая Припять» Столинского района.  Для выгрузки шрота подъехал к зерноскладу, нажал на орган управления подъемом кузова для непосредственной выгрузки перевозимого сырья, а сам вышел из кабины автомобиля для контроля разгрузки. После полной разгрузки кузова автомобиль с поднятым кузовом начал самопроизвольное движение от места выгрузки сырья в сторону рядом расположенной ВЛ-10кВ. Водитель побежал к кабине транспортного средства с целью его остановки. В это время автомобиль при движении прикоснулся кузовом к проводу ВЛ, в результате чего водитель попал под действие напряжения. Пострадавший доставлен в местное учреждение здравоохранения с ожогами различной степени тяжести.

Соблюдение следующих правил поможет сохранить жизнь и здоровье:

— перед началом весенне-полевых работ в охранных зонах электрических сетей необходимо провести внеочередной инструктаж работникам, задействованным при проведении полевых работ на тему «Порядок производства работ в охранных зонах линий электропередач».

— выполнение работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в охранной зоне воздушных линий должно проводиться по наряду-допуску и быть согласовано с владельцем электрических сетей, в ведении которых находится воздушная линия.

— в каждой организации должен быть ответственный за обеспечение требований электробезопасности при выполнении работ в охранной зоне воздушной линии. 

— проезд машин и механизмов под проводами воздушной линии по проселочным дорогам и вне дорог рекомендуется производить вблизи опор и поперек оси. 

— высота машин не должна превышать 4,5м.

В случае падения провода воздушной линии на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине.  Если в результате падения провода воздушной линии или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей.  Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах на расстояние 8-10 метров.  До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины, при этом необходимо организовать охрану места происшествия.

При повреждении воздушных линий, обрыве проводов необходимо срочно сообщить дежурному персоналу Червенского района электрических сетей по телефонам 144, 801714 29-304.

Инспектор энергогазинспекции Червенской РЭГИ  Н.Н.Ганич



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *