Александр Храмцов: «Люблю движение». «Нефтебитумный завод» — лучшее промышленное предприятие Червенщины по итогам 2022 года

Актуальное Экономика

Если даже не знать, что пришла весна, то стоит просто подъехать к «Нефтебитумному заводу» – и никакие синоптики не нужны. Ещё проходная за горизонтом, а уже можно начинать подсчёт блестящих цистерн с надписью «Битум», выстроившихся в длинную очередь.

– Как только начинают идти первые машины, первые отгрузки, тогда завод оживает. И мы вместе с ним. Это такой драйв! – директор предприятия Александр Храмцов если бы и был человеком весьма скупым на эмоции, вряд ли и тогда сумел бы скрыть этот рвущийся наружу кураж от того, что после размеренных темпов зимы работа наконец-то закипела! 

– Александр Леонидович, завод по итогам 2022 года признан в Червенском районе лучшим промышленным предприятием. По версии руководства района. Хочется услышать версию директора: действительно прошлый год стал показательным?

– Даже больше скажу: он стал для нас просто шикарным! Мы изначально строили одни планы, но жизнь внесла свои коррективы, которые оказались нам «на руку». Цепочка событий, казалось бы, абсолютно не взаимосвязанных между собой, привела нас в нужную точку. Раньше продукцию мы поставляли в основном в Украину. Ввиду известных событий произошла непроизвольная переориентация рынков сбыта. Параллельно Новополоцкий «Нафтан» провёл глубокую модернизацию, запустил установку по выпуску кокса, битум не производил весь прошлый год, и фактически на белорусском битумном рынке остаёмся только мы и Мозырский НПЗ. И для нас таким образом открылся белорусский рынок. Предприятие за прошлый год реализовало рекордные для себя 97 тысяч тонн битума.

– Если сравнить с прошлыми годами?

– Раньше максимум было 70 тысяч тонн.

– И мощности предприятия позволили совершить такой скачок?

– Изначально, когда завод проектировался, он был рассчитан на производство 60 тысяч тонн битума в год. Сегодня эту цифру смело можно умножать на два. Последние семь-восемь лет на предприятии проводится постепенная модернизация. Меняли и продолжаем менять оборудование на более эффективное, совершенствуем технологию. Но и помимо этого есть ещё один фактор успешных продаж – логистика. Наше предприятие очень удобно расположено. Мы же, условно говоря, находимся в центре Беларуси. Всем до нас близко, – улыбается Александр Храмцов.

Вот уж точно: дорожников все дороги ведут сюда.

– Чтобы внедрить на предприятии любые ноу-хау, нужно ведь о них сначала узнать, верно?

– Логично. Наши специалисты посещают различные конференции в России. Кроме того, ездят на заводы такого же профиля, как у нас. Это в основном российские и польские предприятия. Перенимаем опыт, которым наши зарубежные коллеги охотно делятся. Многие их наработки уже применены на заводе.

– Например?

–  Вот, допустим, слив. К нам сырьё приходит в том числе и железнодорожным транспортом. Приходит практически холодным. Скажем, из-под Самары откуда-нибудь. Раньше слив занимал три-пять дней – пока нагреешь. У коллег увидели более эффективное устройство для слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн. Теперь этот процесс ускорился и занимает максимум двое суток.

– Со стороны так всё гладко у предприятия – как ровная дорога без ям и ухабов… Действительно без «выбоин»?

– Бывало у нас по-разному. Как и у всех, случались кризисные моменты. Вот, например, пять лет назад. Ограничения со стороны России по поставкам нефтепродуктов в Беларусь. На нас это очень сильно сказалось, потому что Россия у нас основной поставщик сырья. Сложно было. Но выжили, пережили. Хотя в то время и зарплата начала уменьшатся. Были сотрудники, которые решили уйти от нас. Я им, правда, тогда говорил: подождите, это всё временно, но вместе с тем никого не держал. Это ж понятно: людям семьи кормить нужно. Но прошёл год, может, чуть больше, – и предприятие вновь вернуло утраченные позиции, ситуация наладилась.

– Потом обратно люди не хотели вернуться?

– Хотели. И вернулись.

– Вы, получается, не из обидчивых?

– В этом плане я лояльный. Единственное, никогда не возьму вновь на работу тех, кого выгнал за пьянство. Производственная дисциплина для меня важна. С этим на заводе строго. А касательно работы… Я не держу никого в ежовых рукавицах. У нас относительная свобода. Да и сотрудники часто приходят ко мне с рабочими предложениями, которые я практически всегда поддерживаю.

– То есть инициатива – в разрез с расхожим – не наказуема?

– Наоборот! Мы же всегда в поиске, в творческом поиске. Новые рынки сбыта, новые виды продукции – то, что нам интересно находить, создавать. Я сам за любые идеи, которые принесут хороший результат.

– Есть задумки, реализацию которых мы увидим в ближайшем будущем?

– Мы производим так называемый улучшенный – модифицированный –  битум премиальной марки. К сожалению, у нас в республике его не очень активно применяют, хотя в той же самой России он – во всех дорогах и проектах. Мы будем докупать лабораторное оборудование, чтобы производить этот битум и реализовывать его в Россию. Договорились также с руководством КУП «Минскоблдорстрой», что ДРСУ-121 будет получать у нас столько битумной эмульсии для ямочного ремонта, сколько нужно. Поэтому, надеюсь, дороги Червенского района станут лучше. В планах выставиться в червенских строительных магазинах с продуктом, изготовленном на базе специальной битумной эмульсии, для гидроизоляции фундаментов, подвалов, зданий и сооружений. Можно, например, и крышу подремонтировать, шифер промазать, если, допустим, трещина. Его преимущество в том, что он на водной основе. Нет запаха и вредных выбросов. Мы его давали на пробу строителям, которые занимаются ремонтом квартир в Минске. Они попробовали, сказали: отлично, супер! А нам важно, чтобы тот, кто с этим материалом работает, положительно его оценил.

То, что все эти идеи воплотятся в жизнь и появятся новые, вполне очевидно. Ведь самое главное, с чем приходят сотрудники нефтебитумного на работу, – интерес к своему делу. Вот, например, начальник смены №3 Владимир Ковалёв. 27 лет работает на предприятии. Если б не было интересно, разве удержал бы его кто-то здесь?!

– Владимир Михайлович, без малого три десятка лет Вы на заводе. Не наскучило?

– Что Вы, когда ж здесь скучать? – удивляется. – Следить за технологическим процессом нужно. Вот на мониторах, смотрите, выведены различные показатели: температура, количество сырья, объёмы битума в ёмкости… Всё это нужно контролировать.

– Он ведь у нас главный на заводе, – добавляет Александр Храмцов. На мой вопросительный взгляд продолжает: – Ну в рабочее время с 8 до 17, конечно, директор, а так – вечером, ночью – начальник смены! У нас круглосуточный процесс, непрерывный: приёмка сырья, производство продукции идут без остановки. Единственное, отгрузку мы планируем на дневное время.

– У Вас, кстати, такая вереница из машин… А долго им ждать своей очереди? – пока мы беседуем цистерны подъезжают одна за другой.

– На загрузку одной машины уходит порядка 30-40 минут. У нас два поста налива.  За день максимум, что мы отгружали, это больше 600 тонн. По количеству машин где-то 25…

Наполненные цистерны важно выезжают за проходную, уступая место пока ещё пустым машинам, которые друг за дружкой подъезжают к тем самым постам налива. Ну а мы держим курс обратно в город. А вдоль дороги всё та же очередь из битумовозов. Один, второй, третий… Хвост очереди где-то там за поворотом. Весна!.. А значит, движение! Всё, как здесь любят.

Виктория КАХРАМАН. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *