Четыре эпизода войны

Общество

Из воспоминаний Геннадия Жигалковича

Геннадий ЖИГАЛКОВИЧ, участник боевых действий в Афганистане (награжден медалью «За боевые заслуги»):
— Годы истории за период с 1979 года по 1989 год вошли в нашу жизнь, как время противоречий.
Вечные спутники добра и зла, хорошего и плохого, радости и печали, любви и ненависти, жизни и смерти, закона и беззакония переплетались в человеческих судьбах не только самих участников данных событий, но и их родственников, родных, близких, знакомых и простых людей. Невозможно описать проблемы, чувства, настроение людей, характер и условия того периода времени самими участниками этих событий, а со стороны — еще сложнее. Осмыслить, понять поведение, внутреннюю жизнь каждого дано только им самим, тем, кто там был и чьи судьбы были связаны с войной.
Однако, можно с уверенностью сказать: нужно чтить и уважать павших на поле брани, гордиться заслугами и добросовестным исполнением воинского долга всеми.

Эпизод 1.
«Чтобы понять, нужно побывать»
В горах Саланга интуиция подсказала — впереди опасность. Так и произошло. Короткий бой. Противник на рассвете со стороны гор открыл шквальный огонь. Даже солнцезащитные очки не помогали обнаружить противника, т.к. у них за спиной было солнце и прямо ослепляло нас. Мы старались определить стреляющего по звуку и вспышкам, по складкам местности. Перестрелка длилась 10-15 минут. Противник скрылся и перестал вести обстрел. Закончился бой. Дышать было тяжело: гарь, запах пороха, дым, стоны, крики. Я и не понял, когда и как случилось так, что кожа на руке была обожжена. Находясь на удалении до 200 метров от дороги, передо мною раскрылась сверху вся картина прошедшего боя. Противник, оказывается, видел нас четко. Ему было легко вести обстрел. Мысленно я стал изучать их тактику нападения, оборудования укрытий, линию огня, расположение засад и т.п. Встаю, беру автомат. Почувствовал усталость. Автомат казался очень тяжелым. Собрались, всё проверили — и опять вперед.
За минуты боя происходит большая мобилизация сил, энергии. Требуется огромная выдержка, сила воли и т.д. А после боя обязательно отдых.
Правду говорят: это невозможно описать и передать словами. Это нужно испытать. А испытав, поймешь многое.

Эпизод 2.
«Граната»
Ночью перебросили под г. Баграм. Указали сектор охранения. В темноте стал изучать новый участок местности, укрытия, окопы для стрельбы, возможные наиболее опасные участки для нападения на наши позиции. Все было тихо. До рассвета оставалось менее часа. Вдруг с левого и правого флангов ребята дали короткие очереди, а на удалении 20-30 метров в зеленке послышались звуки и шорох. Выхватил гранату и пытаюсь выдернуть кольцо. Не получается. Промелькнула мысль: расслабить кисть руки и отпустить рычаг планки. Ослабив кисть, вырвал кольцо и бросил гранату…
Долго еще не мог понять, почему медлил. Нет, не медлил. Это миг между жизнью и смертью, между прошлым и будущим, кажется вечностью…

Эпизод 3.
«О мужестве ребят»
На подступах к пустыне Регистан участок местности длиною около 3 (трех) км простреливался с гор стрелковым оружием (пулеметами) и реактивными снарядами. Во избежание потерь всего подразделения было принято решение — на максимальных скоростях прорываться к городу до наступления ночи. Укрывшись за холмами, мы стали готовиться к прорыву. Называли мы такие места: «Отметка 0» (точка отсчёта). Всем было ясно, что это значит. Нуль (ноль) — это точка отсчета нашей жизни. Каждый сантиметр означал жизнь или смерть. И чем ближе отметка 3 (ориентир безопасности), тем больше шансов жизни. В каждом рейде были свои точки отсчета. На них мы готовились к опасности. Проверяли экипировки, оружие, технику. Каждый ждал команду «Вперед». Курят, молчат, провожают друг друга взглядом, секунды кажутся часами. Преодолел один, за ним другой, и так далее…
Прошли участок без потерь. На базе обнаружили более ста пробоин. На галстуках (жестких буксирах) доставили 6 поврежденных единиц техники. Через двое суток обратно. За эти двое суток на минном поле нашел наш подбитый БТР, с группой товарищей взяли необходимые детали и за ночь отремонтировали. Всем было понятно без слов — не бросать и не тащить за собой технику.

Эпизод 4.
«Спасибо, земляк»
Остановились на двое суток в районе г. Шиндант. За время рейдов вышло из строя 6 радиостанций. Специалистов нет. Начал искать. На аэродроме встретил Басько Владимира Ивановича, объяснил ситуацию. Он все понял. Обливаясь потом, целый день он занимался ремонтом. Обучал и меня правилам ремонта в полевых условиях. Проверив работу четырех радиостанций, мы разговорились. Радости моей не описать. Оказалось, что он родом из Червеня.

Фото Снежаны КОВГОРЕНИ и из личного архива Геннадия ЖИГАЛКОВИЧА



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *