“Машина времени” Нины Додоновой, или всё о секретах смиловичских чебуреков

Актуальное Общество

Будний день. 11 утра. Буфет-закусочная «Чебуречная» в Смиловичах. И, знаете, что? Пришлось выстоять порядочную очередь из поклонников местных пирожков, беляшей и чебуреков, пик популярности которых пришёлся на 1990-е – начало 2000-х, но которые и сегодня ещё могут похвастаться довольно внушительным количеством своих почитателей.

Гид-переводчик и директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Александр Нелюбов не первый год привозит сюда туристов. Как в Минске ГУМ, так в Смиловичах чебуречная, по словам экскурсовода, – настоящая машина времени:

– В Смиловичах очень богатый материал по еврейской теме, тот же Хаим Сутин и еврейское кладбище. Но хочется людям шире показать Смиловичи, и «Чебуречная» сегодня – это путешествие в прошлое. Много молодёжи, которая в Советском Союзе не была, а вот посетив чебуречную, они могут представить, как люди жили, как питались, что любили в советское время. У нас экскурсии, конечно, кошер-стайл, мы не предлагаем нашим туристам еду со свининой, а вот пирожки с повидлом, капустой или картошкой – почему бы и нет? Это… как воспоминание о детстве.

Чтобы эти воспоминания всякий раз всплывали в памяти посетителей заведения, в чебуречной придерживаются классических рецептов и традиций. Во многом этот вкус детства и юности для рождённых в СССР сохранился благодаря Нине Додоновой. Без малого полвека она проработала в потребкооперации Червенского района, а последние пятнадцать лет была заведующей «Чебуречной».

В конце октября Нину Петровну проводили на заслуженный отдых. 19 октября у неё был последний рабочий день, который проходил, как обычно: так же, как и все пятнадцать лет, в этот день она замешивала тесто, готовила начинку, лепила чебуреки… И казалось, что завтра ничего не поменяется. Впрочем, забегая вперёд, отметим, так и вышло. Когда «районка» наведалась к Нине Додоновой в гости, то застала хозяйку дома за… приготовлением чебуреков!

– Нина Петровна, серьёзно?!.

– Ну, а что?! (смеётся). Внуки вот должны приехать, хочу порадовать их. Да и, честно говоря, не могу отвыкнуть, что уже не нужно каждый день приходить на работу. Руки будто скучают по тесту. Мне кажется, что я просто в отпуске. Знаете, мне ведь и сны о работе всё ещё снятся.

– Вы 47 лет проработали в потребкооперации…

– Я окончила Барановичский технологический техникум и в 1976 году приехала на преддипломную практику в Червень. Здесь я всем понравилась. Отправили запрос в техникум, чтобы после его окончания я приехала работать именно сюда. В 1977 году меня и приняли технологом общественного питания по смиловичской зоне. Тогда было много столовых – и школьные все, и на предприятиях. Потом должность сократили, я пошла работать заведующей столовой в СПТУ-203.

В то время у нас учились ребята из Афганистана. Я их полностью вела: меню разрабатывала, калории считала. Им отдельное питание было – не такое, как нашим студентам. Свинину они не кушали. Если гарнир, например, рис, то обязательно им нужно было соус томатный давать. Хотя украдкой – они питались на первом этаже, там была отдельная кухня, отдельные повара, – всё равно спрашивали, как им сало попробовать, но только чтоб никто из товарищей не знал. Забавные были ребята. Одним словом, проработала я там лет семь или восемь.

Чистота у нас всегда была образцовая: никогда от санстанции не было к нам никаких претензий, и мы даже первое место в районе занимали насчёт чистоты. Потом – декретный отпуск. И… должность мою сократили. Дальше работала заведующей производством Валевачёвской зоны: ездила по столовым, проверяла. Но и эту должность сократили. Работала заведующей столовой в нашем техникуме, потом в кафе «Юность». А дальше попросили возглавить «Чебуречную». Но это не значит, что я только руководить должна была. Вместе с поварами становилась и готовила, как все.

– В чём секрет популярности смиловичских чебуреков?

– Да вот не знаю, делаем всё вроде бы обычно. Мука, вода, соль – ни масла подсолнечного, ни сахара, ни яйца. Фарш «свинина-говядина», перчик, лучок и водичка, чтоб фарш был сочный. Только надо есть чебурек сразу со сковороды. Когда полежит – уже, конечно, не такая вкуснятина.

– Ваши чебуреки и пирожки можно только у вас купить?

– Нет, ещё магазины заказывают – в Заполье и Гребёнке. Кроме чебуреков и пирожков, делаем пиццы, сосиски в тесте. Причём всё сами. Это труд ручной и нелёгкий. Тесто раскатать, слепить, в сковороде дважды перевернуть…

– Максимальное количество в день?

– Сейчас у нас появились конкуренты. В соседних магазинах в одном пекут булочки, во второй везут из Червеня выпечку. Поэтому покупателей у нас поубавилось. Ну где-то пятьсот штук в день делаем. Раньше – гораздо больше. Бывали субботы, когда чебуреков больше тысячи в день выпекали и столько же пирожков.

– На пенсии Вы устроили домашнюю чебуречную. Говорите, внуки приедут. Может, у них уже интерес не только полакомиться бабушкиным угощением, но и попробовать самим сделать?

– Да. Внучка вот однажды пришла, я ей поручила тесто раскатать. Так ей настолько понравилось, что она и в следующий раз попросилась помочь.

– Нина Петровна, чем на пенсии будете заниматься?

– Ой, дел немало накопилось. И к детям-внукам съездить в гости нужно, и к маме, и в церковь сходить. У меня огород есть – весной начнутся работы. А так – цветы. Куры, собака, кошка… Хотя куры и собака – ответственность супруга. На мне – растения и кошка. Но, думаю, ещё не скоро привыкну к тому, что в чебуречную я буду заходить уже, как гость.

– А будете заходить?

– Конечно!

Виктория КАХРАМАН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *