Тема геноцида. Зачем прокурор приезжал в Червенский лесхоз

Актуальное Год исторической памяти Общество

С работниками Червенского лесхоза встретился представитель Минской областной прокуратуры. Тема непростого разговора — «Геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны».

Как известно, несколько последних лет в Республике Беларусь ведётся беспрецедентное уголовное дело. Оно расследует неизвестные преступления гитлеровцев и их пособников, совершённые на территории Беларуси в период 1941-1944 годов. О всё новых и новых фактах, выявляемых в ходе масштабного расследования, о статистике жертв из числа мирных граждан нашей страны и причинах, почему так важно говорить об этом именно сейчас, работникам лесхоза рассказал старший прокурор отдела прокуратуры Минской области младший советник юстиции Евгений Маркевич.

— Гитлеровский план предусматривал сокращение населения СССР на тридцать миллионов человек, а из остальных собирались сделать рабов для обслуживания немецкой расы. Истребление мирного населения Беларуси было поставлено на поток как в лагерях смерти, так и силами карательных операций. Согласитесь, это особенно жестоко — губить мирных жителей. Война войной, но чем виноваты дети, старики, женщины? Тем не менее, в таких «эпицентрах смерти», как Тростенец, было уничтожено 546 тысяч человек, в Минском гетто — 90 тысяч, все мы знаем и другие знаковые для белорусского народа места — Озаричи, Хатынь и сотни других. Однако новое уголовное дело о геноциде белорусского народа открыло и продолжает открывать всё новые и новые географические точки, где были варварски убиты мирные граждане.  Изучаются рассекреченные архивы, опрашиваются ещё живые свидетели и их родственники, в следствие чего выявляются имена предателей, пошедших против собственного народа и страны. Опрошено 17 тысяч свидетелей. Установлено более двух с половиной тысяч ранее неизвестных сожжённых деревень. Проведено более четырёхсот осмотров мест массового уничтожения людей. По каждому факту, где была насильственная смерть, назначается экспертиза, устанавливаются детали. Извлекаемые останки погибших красноречиво свидетельствуют: многие погибшие — это дети. Полученные в ходе расследования данные тяжело воспринимать без волнения: раньше считалось, что в войне погиб каждый четвёртый житель Беларуси, но новые цифры — это каждый третий. Мы открываем всё новые и новые имена участников тех событий, при чём не только жертв, но и приспешников гитлеровских захватчиков. Отмечу, что часто люди, вернувшиеся якобы из германского рабства, где, по их словам, они работали «у бауэра», на самом деле были завербованы и служили фашистам. Они выполняли ту работу, которую их хозяева брезговали делать сами: считая белорусов низшей кастой, немецкие захватчики не хотели марать об нас руки и перепоручали убийства своим приспешникам из числа предателей и коллаборантов. Этих лиц выявляли после войны, а часть выявляют только теперь, когда наше государство в новой редакции конституции в статье 15 закрепило за собой обеспечение сохранности исторической правды и памяти о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

После того, как Евгений Маркевич ознакомил слушателей с основными фактами и цифрами, касающимися геноцида, из зала ему задали вопросы.

— В СССР была крепкая антифашистская идеология, почему в то время не провели такое доскональное расследование?

Евгений Маркевич:

— Страна занималась послевоенным восстановлением народного хозяйства, затем строительством социализма, и все люди были в идеологическом плане довольно идентичны, искренне любили свою родину, ненавидели фашизм, никому не приходило в голову его оправдывать. Беларусь пострадала в разы больше других союзных республик, но вся страна в целом была огромной. Видимо, как я думаю, в силу этого перечня причин в СССР не была такой острой необходимости возбуждать новые уголовные дела.

— Почему это уголовное дело возбуждено именно теперь, ведь предателей уже не накажут, потому что все виновные умерли.

Евгений Маркевич:

— Да, предатели умерли, но потомки безвинных жертв и их ожидание справедливой оценки случившемуся живы, и живо наше уважение к тем, кто погиб безвинно и хотя бы через десятилетия будет захоронен по-людски, а не в яме в лесу или в поле. Далее — в современном мире, особенно в Западной Европе и США, попытки «обелить» фашизм и оправдать геноцид времён ВОВ всё более массовые. Подвиг нашего народа оттеняется и умаляется, а предателей возводят в герои. Это при том, что фашизм и его пропаганда в большинстве стран признаны запрещёнными. Но у современного запада двойные стандарты — себе они разрешают всё, что хотят. Уголовное дело о геноциде в Беларуси призвано показать правду, открыть её новые грани, новые аспекты и не дать забыть современному поколению о том, что такое фашизм, что такое расовая ненависть и истребление невинных, а также не дать поднять голову волне тех, кто призывает оправдывать коллаборационистов, уничтожавших свой же народ. Можно очень явные параллели провести и с событиями 20 года в нашей стране, когда народ под теми же флагами, что были у предателей, у того же, например, 15-го полицейского батальона, совершавшего карательные операции, — под этими же флагами наш народ подталкивали к новой бойне, называемой «революцией». Именно теперь как никогда необходимо показать гражданам нашей страны, в чём правда, чтобы не допустить ни войны, ни геноцида в будущем.

Наталья КОРОЛЬКЕВИЧ. Фото автора  



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *