От теории — к практике

Общество

Алина осваивает компьютерную грамотность: печатает имена и фамилии учащихся своей группы. Обучение группы организовано в Центре развития, который создан при Червенском доме-интернате для детей инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития. Аналогичный Центр функционирует и при интернате в Язовках. Они организованы в рамках проекта по созданию образовательной среды для людей старше 18 лет с интеллектуальным недугом.

Статья 49 Конституции Беларуси начинается со слов «Каждый имеет право на образование». Взяв на вооружение это право, международное общественное объединение «Голос сердца» при финансовой поддержке Фонда демократии ООН стало инициатором проекта, направленного на социализацию воспитанников психоневрологических интернатов через образование. Он получил одобрение Совета Министров Республики Беларусь.
— Проект направлен на создание социального механизма, который позволит воспитанникам интернатных учреждений 18+ пройти подготовку, необходимую для того, чтобы жить в открытом обществе, — отметила директор Червенского дома-интерната для детей-инвалидов и молодых инвалидов с особенностями психофизического развития Элла БОРИСОВА.
Реализация инициативы казалась сложной, но возможной: к 1-му сентября учебный кабинет был оборудован всем необходимым для процесса обучения и развития. В День знаний за парты сели девять молодых людей из интерната в Червене.
Первый год — это год апробации идеи на практике, и ему предшествовала большая подготовительная работа. Сотрудники белорусской лаборатории специального образования Национального института образования провели опрос среди 80 постояльцев 4 психоневрологических интернатов, в числе которых был и червенский. Необходимо было услышать мнение непосредственных участников проекта: есть ли у них желание учиться, получать профессию, жить самостоятельно. Результаты опроса показали инициативность респондентов. На вопрос «Хотели ли бы вы учиться?» более 80% ответили утвердительно, аргументируя это желанием «быть самостоятельным и жить самостоятельно», «пойти работать».
Первоначально планировалось, что проект охватит 46 белорусских психоневрологических домов-интернатов для взрослых, но обстоятельства сложились так, что пять из них участвовать не смогли. Кроме того, пока проект готовился, появился еще один интернат. Тогда к инициативе подключили и детские учреждения — еще 5 интернатов.
В основу учебного процесса в Червене легли 5 учебно-методических комплексов: «Азбука для взрослых», «Практическая математика», «Мой уютный дом», «Человек и мир», «Эмоции. Ситуационное поведение», — а также дополнительные пособия «Узнай свои права», «Гигиена и здоровый образ жизни» и др. В феврале в образовательную программу вошла компьютерная грамотность.
Как и в школе, в Центре развития пятидневная учебная неделя, занятия по 45 минут, деловая форма одежды обучающихся, которым нравится такая смена обстановки. «Уроки» ведет Лариса Васильевна ШКОР, воспитатель с высшим педагогическим образованием. И это важно: интернат не столкнулся с кадровой проблемой, здесь вопрос «Кто возглавит образовательный процесс в Центре развития?» не вызвал серьезного беспокойства.
В реализации инициативы интернату помогли знания, полученные на Международной научно-практической конференции по проблемам деинституализации, которая состоялась в Минске незадолго после старта проекта. На встрече эксперты из Беларуси, России, Литвы, Великобритании, Германии, Дании обсуждали мировой опыт деинституализации и путь для нашей страны. Спустя полгода участники проекта за круглым столом в Минске уже делились промежуточными результатами, обсуждали методическое обеспечение процесса образования.
Ситуацию не идеализировали: не все проживающие в психоневрологических интернатах могут восстановиться в дееспособности. Цифра усредненная, но только 15 человек в год по республике восстанавливаются в дееспособности. Проект «Беларусь на пути деинституализации. Создание образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом» направлен, в первую очередь, на воспитанников, имеющих наибольший ресурс на развитие, — предоставить им шанс на обучение, на получение профессии, на самостоятельную жизнь.

Снежана КОВГОРЕНЯ. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *