Десять заповедей Божиих

Духовность

Заповедь  четвертая.

Помни день субботний, чтобы освящать его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — для Господа Бога твоего. Так гласит четвертая заповедь Закона Божия. Этой заповедью Господь велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными житейскими делами, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. Седьмой день повелевается посвящать на служение Богу именно потому, что Сам Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения и освятил его, то есть назначил, чтобы в этот день все разумные существа прославляли его. В Ветхом Завете праздновалась суббота («Шабаш» по-древнееврейски значит «покой»), как воспоминание о творении Богом мира. После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально и жестко, запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже доброе. Как видно из Евангелия, книжники и Спасителя обвиняли в «нарушении субботы», когда Он в этот день кого-либо исцелял. Господь объяснил им, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Иными словами, субботний  покой установлен для физической и духовной пользы человека, а не для порабощения его и лишения доброй деятельности. Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и духовные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души. В апостольские времена суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. В воскресенье они собирались для молитвы и причащения. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день, в память Воскресения Христова. Суббота не празднуется в Христианской Церкви как праздник, но отличается от других дней послаблением поста.  Согласно с четвертой заповедью в праздничные дни нельзя работать и заниматься житейскими делами. Мы должны посвящать эти дни на Богослужение и дела благочестия: больше времени уделять  домашней молитве и чтению полезных книг, оказывать помощь ближним, посещать больных и проявлять христианское милосердие. Дела благочестия можно совершать и в другие дни, если есть свободное время. Молитвы утренние и вечерние, перед принятием пищи и после, перед началом и окончанием любого дела каждый христианин должен совершать ежедневно. Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работает в воскресенье, но и те, кто ленится трудиться и в будничные дни, кто уклоняется от своих обязанностей. Таким образом, грех против четвертой заповеди — это праздность. Не стоит, однако, все понимать слишком грубо и односторонне.  Есть множество профессий, когда люди должны находиться на работе в воскресенье. Врачи и военные, сотрудники милиции и метрополитена, водители общественного транспорта и продавцы и т.д. Они выполняют свой общественный и профессиональный долг. Нахождение на рабочем месте им не вменяется во грех.  Мы готовим обед, кормим детей, присматриваем за домашними животными. В этом тоже нет ничего осудительного. Если одинокая пожилая соседка скажет, что труба покосилась, дым идет наружу — грех не помочь. И если батарея потекла, тоже нельзя оставить это до понедельника. Подходить ко всему нужно с рассуждением. Грех делать то, что может потерпеть до завтра, грех не посещать Храм Божий, грех пьянствовать и бездельничать. Заповедь нарушают более те, кто и не работает, и Богослужение не посещает, а проводит воскресенье в забавах, предается разгулу и всякому излишеству.

 

Спрашивали – отвечаем

Дни поминовения усопших — родительские субботы Великого постаtc «Дни поминовения усопших — родительские субботы Великого поста»

В Великом посту Церковь трижды совершает поминовение всех от века усопших православных христиан во 2, 3 и 4-ю недели Великого поста. В нынешнем году — это 30 марта, 6-е и 13-е апреля. Ко мне часто в храме подходят прихожане и говорят, что не слышали на поминовении имен своих родных. Поэтому решила ответить сразу всем. Чтобы правильно помянуть усопшего, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Принимаются записки на проскомидию, на обедню, на ектению и на панихиду. Проскомидия — первая часть Божественной Литургии. Во время ее священник извлекает маленькие частички  из особых хлебцов-просфор, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавших зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих». Это поминовение считается самым действенным. Обедня — простонародное название Божественной литургии. Записки, поданные на «обедню», поминаются священниками, диаконами и псаломщиками в определенный момент службы перед Святым Престолом. Ектения — поминовение во всеуслышание. Его совершает диакон или священник. Записки, поданные на заупокойную ектению, впоследствии поминаются на панихиде. В записке имена нужно писать полно и разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Иоанна, Надежды). Дети до 7 лет именуются младенцами, с 7 до 14 лет — отроками. До 40 дней усопший именуется — новопреставленным, в годовщину смерти, День рождения, день Ангела — приснопамятным. Отдельно указываются воины и сан священнослужителя. Более подробно можно все узнать в храме или в специальной книжечке. Это касается и записок о здравии.

Подготовила Наталья Сивак

по благословению благочинного Червенского церковного округа протоиерея

Валериана Бугаенко

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *