Из дальних странствий возвратясь. Часть 4

Общество

РИМ

Первым на пути к святыням был Пантеон (на снимке 1).  При первом взгляде он может показаться заурядным строением, но стоит войти внутрь, происходит чудо: пространство будто раздвигается, круглый мраморный зал кажется огромным и торжественным. Но самое интересное в нём — купол. В его центре круглое отверстие — око — единственный источник дневного света (2). Говорят, что это  — око Господне, которым он взирает на мир. Если постоять под ним, то сойдет благодать… или что-то не менее хорошее… особенно в дождик.

На площади перед Пантеоном и прилегающих улочках — огромное количество ресторанов и пиццерий. В основном, все они специализируются на приготовлении пиццы. Процесс этот для туристов является интересным представлением. Повара раскатывают лепешки, начинают крутить их на пальце, как цирковые тарелочки, затем высоко подбрасывают, шлепают на противень, мгновенно заполняют ингредиентами, сдабривают тертым пармезаном. А через мгновение вверх уже летит новая лепешка. Кстати, в Италии проводятся чемпионаты по подбрасыванию пиццы. При этом лепешку надо поймать одной рукой, но чтобы она не смялась и не порвалась.

no images were found

Но это так, небольшое лирико-познавательное отступление, о котором нам по дороге в другую обитель, в собор  святого Иоанна (3) в Латеране, рассказывал наш гид Юрий.

В католической иерархии этот собор стоит выше всех храмов мира, не исключая собора св. Петра. Об этом  свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”. Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви. Это бывшая базилика Спасителя, основанная еще императором Константином в IV в., первая большая христианская церковь в мире, позднее разрушенная, бывшее пристанище пап. Само слово «Латеран» на протяжении тысячи лет вызывало в сознании европейцев те же ассоциации, какие сейчас вызывает слово «Ватикан». Именно там, в центре зала находится папский алтарь, там по сей день находится кафедра папы римского и папский трон, там же над алтарем хранятся головы св. Петра и св. Павла. Самих голов не видно, они хранятся в реликвариях, выполненных в виде бюстов, которые мы имели возможность  увидеть. Само здание новое, XVIII века,  а  рядом с ним находится самый древний баптистерий Рима (пристройка к собору, предназначенная для совершения крещения). Он был сооружен в 440 г. В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная», то есть открывается только в Юбилейный год.

Если выйти из собора слева на площади находится здание Святой Лестницы (4). Считается, что там располагается лестница, когда-то находившаяся в доме Понтия Пилата. По церковному преданию, именно по ней Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. Святая Елена привезла ее из Иерусалима в Рим. Верующие  по ней не ходят, а поднимаются на коленях, подолгу останавливаясь на каждой ступеньке и постоянно целуя их.

От Латеранского собора  прошли по красивой улочке Виа Сан-Джованни-ин-Латерано. Экзотическая растительность, юркие “малолитражки”, ловко снующие по улочкам, необычная архитектура  зданий и площадей, со вкусом оформленные витрины магазинов — все это отвлекало наше внимание от  желтого зонтика — своеобразного ориентира, который предусмотрительно держал в руке наш гид Юрий и уверенно вел нас  к еще одной базилике — святого Климента. Церковь выглядела несколько примитивно и потому показалось очень старой, хотя она XII века. Но под ней, как нам рассказал Юрий,  находятся останки базилики IV века, а еще ниже — строение I века — сводчатый храм Митры с алтарем в центре.  Ничем не примечательная снаружи, церковь обладает какой-то особой энергетикой, которую сразу ощущаешь, войдя в этот небольшой храм.  Будучи человеком не глубоко верующим, я не могу в полной мере осмыслить и прочувствовать религиозную сторону всего этого. Но какая-то особая мистическая атмосфера, наподобие той, что я ощущала в Пантеоне, там действительно присутствует…

Вот и все, что мы успели посмотреть в Риме за два дня. Конечно, их — очень мало. Потому что Рим — это не только достопримечательности. Несмотря на огромное количество древностей, Рим производит вовсе не музейное впечатление. Он открытый и доброжелательный, так что гулять по нему — одно удовольствие.

В общем, отдав должное культуре города, побродив по развалинам Колизея, испытав особые чувства в Пантеоне, прикоснувшись к святым реликвиям Ватикана и бросив монетку в Фонтан Треви, можно, наконец, сделать паузу и с наслаждением погрузиться в очарование римского вечера. Сидя в одном из  скверов на той станции метро, откуда начиналось наше путешествие по Риму в ожидании всей группы  туристов,  можно было наблюдать, как алый цвет летних сумерек перетекает в золотой,  медный, а потом  постепенно  передает свои закатные тона во власть ночи.

А после, удобно расположившись в кресле комфортабельного автобуса,  уже вовсю наслаждаться  всей прелестью римской ночи,  чтобы завтра на рассвете встретиться со сказочно-романтической Венецией.

ВЕНЕЦИЯ

Этот город ворвался в утомленное экскурсиями сознание как поток свежего воздуха, раскрылся перед нашим взором, как нежный цветок лилии. Все в нем было иным по сравнению с тем, что мы видели за последние дни. Там тоже полно узких улочек, но они воспринимались совершенно по-другому. Там тоже много церквей, но они не производили такого впечатления, как в те, в которых мы побывали. И вообще, все то, из чего складывается образ города: архитектура, церкви, площади, улочки – все это не так важно в Венеции.  Венецию воспринимаешь не столько зрением, сколько сердцем и душой.  Венеция восхищает соприкосновением с ней. На каналы надо не смотреть, не любоваться ими, а кататься по ним на гондоле, опускать руку в воду, трогать стены, слушать крики гондольера…

Ещё до знакомства с этим прекрасным городом, многие из нас знали о четырёх неотъемлемых атрибутах Венеции: венецианское стекло, кружева с близлежащего острова Бурано, знаменитый карнавал с его оригинальными масками, а также широко известные гондолы, которые в Венеции в память о свирепой эпидемии чумы традиционно красят в чёрный цвет так необычно контрастирующий с лазурью вод больших и малых водных артерий города.

Прибывающие в город на автобусе, как и наша группа, попадают в центр города на катере, курсирующем по широкому каналу  от большого причала, куда швартуются огромные океанские лайнеры (5) и паромы. Катерок наш (6), на котором мы следовали к основному причалу Венеции,  рядом с этими  морскими красавцами, казался как жалкий жук-плавунец по сравнению с уткой или бакланом.

Дух захватывало от разворачивающейся картины: по берегам столько величественных памятников архитектуры, что просто не успеваешь насладиться одним, как катер проплывает мимо другого шедевра архитектуры.

Основанная полторы тысячи лет назад на 118 островах Венеция  и поныне преимущественно город пешеходов. Автомобилей, как таковых, в Венеции нет. Венецианцам удобнее иметь катер, а все прибывающие в город  путешественники оставляют своих «железных коней» на огромных парковках на Пьяцалле Рома или других подобных и передвигаются по городу пешком либо на водном транспорте.  До любой точки Большой Венеции можно добраться на катере, выполняющем роль городского автобуса и курсирующем по Большому Каналу. Этот широкий канал пересекает весь город, делит его на примерно одинаковые части.  Катера ходят и в другие районы города, на относительно отдалённые острова, входящие в городскую черту. Общественным водным «автобусам» присвоены номера маршрутов, а билет, как на автобусах и троллейбусах во многих городах Италии,  компостируется на входе с указанием конкретного времени и действителен полтора часа. Можно пересесть на другой такой катерок, третий, четвёртый, и так далее, не забывая при этом поглядывать на часы. Кроме того, можно купить билет на сутки, и это обойдётся ещё дешевле.

На катерах общественного пользования интересно наблюдать обыденную жизнь венецианцев. Их привычное пользование экзотическими видами транспорта повергло нас в тихий восторг. Вот пожилая синьора зашла в катер с кошёлкой овощей… Вот нас обгоняет катер, у руля которого озабоченный папаша, а на корме — школьница с ранцем. Скорее всего, отец «подбрасывал» дочку в школу… А вот водный автобус причаливает к базилике (7), и молодые люди выводят под руку пожилую синьору, которая, видимо, пожелала посетить храм во время  дневной мессы…

Кроме общественных катеров, есть скоростные моторные катера-такси, теплоходы-паромы, перевозящие грузы и, конечно, чёрные гондолы, о которых  расскажу в следующей части нашего путешествия.

(Продолжение будет)

Людмила РАБЕЦКАЯ. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *