Имена моего города. Алексей Флегонтов. «Две войны комбрига»

80 лет со дня освобождения Беларуси Актуальное Проект "Имена моего города"

Продолжаем проект о тех участниках войны, в честь кого названы улицы Червеня.

В отличие от встретившего войну молодым парнем Георгия Барыкина, материалом о котором «Районный вестник» открывал рубрику «Имена моего города», Флегонтов на момент нападения гитлеровцев на Советский Союз был уже человек в годах: ему исполнилось 53.

Он не подходил по возрасту как военнообязанный и решил записаться в добровольцы, однако и таким образом сразу пойти воевать в сорок первом не удалось: ему отказали. Тогда Флегонтов избрал другой путь. В декабре 1941-го в Подмосковье он начал организовывать кавалерийский отряд. И благодаря инициативе и упорству всё-таки добился разрешения участвовать в боевых действиях, пусть не на передовой линии фронта, а в тылу. Партизанить Флегонтову было не в новинку, ведь он самым активным образом вёл эту деятельность ещё в Первую мировую войну. Правда, в то время его отряд сражался за советскую власть, можно сказать, на другом краю земли – на Дальнем Востоке. Собственно, оттуда он и был родом – из Забайкалья. Вы можете сами найти на карте его малую родину, если наберёте в поисковой строке «село Олочи, Нерчинско-Заводской район, Забайкальский край». Род Флегонтовых – это забайкальские казаки, потомки енисейских и сибирских, ещё в 17-м веке начавших разведку земель от Байкала к Приамурью, основавших там первые зимовки и остроги, а затем и полноценные поселения – станицы. Казачье войско было образовано в середине 19 века по приказу царя Николая Первого для охраны границы с Китаем. В частности, Олочи стоят на реке Аргунь, по которой и сейчас проходит граница с Поднебесной, давшей человечеству компас, бумагу, Алиэкспресс и темы для тик-токов Зубарева.

…Когда произошла революция, Алексей Флегонтов принял все её идеи, вступил в партию большевиков, окончил школу прапорщиков и даже стал членом Хабаровского совета. Но отнюдь не все в тогдашнем Забайкалье разделяли подобное воодушевление, и практически с самого рождения революция приобрела врагов. Общество раскололось до той степени ненависти, непонимания и непринятия политики противника, что, как все мы знаем из учебников истории, началась гражданская война. В июле 1918 года в Хабаровске Флегонтов сформировал красноармейский отряд добровольцев, они прибыли на Уссурийский фронт, в то время наступавший на силы врага. Флегонтов возглавил командование левого участка фронта и зарекомендовал себя хорошим стратегом, например, он умело провёл операцию по разгрому сил атамана Калмыкова. Однако не на всех участках фронта дела шли так же успешно, как у будущего легендарного комбрига. Сопротивление Советам в Приморье поддерживала армия соседней Японии, и Советская власть в регионе установилась окончательно и крепко только весной 1922 года. До этого момента Алексей Флегонтов был одним из руководителей партизанского движения в Приморье. Вот таким образом он приобрёл опыт партизанской войны. В двадцатые и тридцатые годы люди с энтузиазмом жили новыми идеалами, строили социалистическое общество, мечтали о прекрасном процветающем будущем и надеялись, что уже никогда не придётся воевать. Как жалко, как до кома в горле жалко, что почти каждое поколение прекрасной расы строителей и мечтателей наталкивается на новую и новую волну какого-то очередного глобального злого безумия, вкладывающего в наши руки оружие… 

…Что за отчество такое у Флегонтова – Канидьевич? Вы слышали ещё у кого-нибудь такое? Я тоже нет, если честно. Между тем образовано оно от имени Канид, произошедшего от древнегреческого “κυων” — «собака». На итальянском и сегодня собака – это «кани», а, как нам, опять же, говорят учебники истории, предки итальянцев древние римляне много чего позаимствовали у древних греков. Имя Канид связанно с верностью, преданностью и защитой с тех незапамятных времён, когда собаки были неотъемлемой частью жизни людей и сопровождали их во многих сферах, включая охоту, охрану и даже религиозные обряды. В философии античности собаки символизировали верность и преданность, а также ассоциировались с добродетелью. Они служили примером для человека в его стремлении к совершенству и моральным ценностям. В современном мире это имя также выражает преданность, верность и защиту. 

Защищать нашу белорусскую землю Алексей Канидьевич Флегонтов прибыл в 1942 году, приведя свой отряд из Подмосковья. Несколько партизанских отрядов — «Боевой», имени Сталина, 752-й, «Пламя» и «Красное знамя» объединились в партизанскую бригаду «За Родину», которую Флегонтов возглавил. В Википедии есть информация, что командирами бригады были Е.Филипских, Ф.Тараненко, И.Жохов и Н.Ваганов. И вот лично мне это интересно и приятно по-своему – ведь когда я училась в школе, мой пионерский отряд носил имя Ивана Жохова, а отряд параллельного класса – имя Фёдора Тараненко! Помню даже, что мы вроде писали письма кому-то из них, который был тогда ещё жив, и он присылал что-то в ответ!.. И знаете, что? Много раз мне хотелось задать самым главным в человечестве землянам, ежели таковые имеются, вопрос: почему мы, люди, тратим деньги на разработку всё новых и новых мобильников, кошачьей одежды, пылесосиков для клавиатуры и шапок с двигающимися на батарейках ушами, и до сих пор не создали ни поселений на Марсе, ни машины времени? Касаемо последней – это позволило бы мне вернуться в момент, когда Жохов и Тараненко были живы, и расспросить их точно и подробно, как и почему погиб Флегонтов. Потому что в имеющихся документах много непонятного. Возможно, это непонятно мне, человеку с профессией «всё по верхам», купившему недавно пылесосик для клавиатуры вместо книги с подходящей исторической документалистикой. Тем не менее, от вопроса главным землянам я всё-таки не отказываюсь…

А в документах вкратце говорится вот что. С октября 1942 года бригада Флегонтова не давала ни дня покоя противнику в прилегающих районах Минской и Могилевской областей. Партизаны любили и уважали комбрига, называли «дядя Лёша» за опыт, заслуги, талант руководителя и командира, за скромность, немногословность, чуткость к подчинённым.

Проведя много успешных диверсионных операций, выводивших из строя технику и живую силу врага (последних – без возможности возврата в их поганый строй), бригада Флегонтова в какой-то момент поняла, что надо отходить в тыл, потому что немцы начинают сильно наседать. Это было в начале 1943 года. Собрались, снялись с расположений, пошли к реке Свислочь, начали готовить переправу у деревни Зборск. В газетном тексте вся эта подготовка вместилась всего в две строчки, но на самом деле она заняла больше месяца. В своей книге «Партизанский край» Виктор Ливенцев пишет, что накануне переправы бойцы бригады не все сразу собрались у реки к определённому времени. А переправа – дело сложное, требующее подготовки и прикрытия, тем более, что сразу за ней – охраняемая железная дорога.   

«…Вечером вблизи Зборска я встретил Флегонтова. Спокойный и уравновешенный, он на этот раз сильно нервничал. Стоял в окружении своих командиров и упрекал их в нерасторопности и медленном сборе отряда. Не понравилось поведение некоторых командиров и мне.

Я знал бригаду дяди Леши как одну из самых боевых и дисциплинированных, где командный состав подобран весьма удачно. Авторитет же Флегонтова был непоколебим, поэтому у них никогда не возникало никаких раздоров. И вдруг нет единого мнения. Нет также уверенности, что люди будут собраны своевременно и пойдут на прорыв через железную дорогу вместе с нами.

Я высказал эту мысль Алексею Канидьевичу.
— Нет! Все будет в порядке, — успокоил он. — Просто ребята немного засиделись, привыкли к району и обстановке.
— Это еще не беда,— подтвердил я.— Значит, можно переправляться?
— Конечно! Ты начинай переправу, а я приведу в порядок людей и последую за тобой».

Большая часть людей переправилась, а Флегонтов со своим штабом остался ждать остальных. Сдал ли их предатель, или немцы преследовали планомерно, а может, и то, и другое – факт в том, что, не переправившись и на следующую ночь, Флегонтов с отрядом около 80 человек сначала вступил в первый бой, в котором удалось отбиться и отойти, потом этот отряд заночевал в лесу, и на них вторично напали фашисты. Отряд отбился снова, к ним подоспела помощь, но Флегонтов был смертельно ранен, прошитый пулемётной очередью. Вот что об этом пишет Википедия: «Погиб 11 марта 1943 года в бою с карательными «восточными» батальонами «Днепр» и «Березина» у деревни Маковье Осиповичского района». В Маковье он и был похоронен в братской могиле вместе с 17 своими бойцами, также погибшими в том бою. Сейчас могила Флегонтова – на городском кладбище, рядом похоронены Барыкин и ещё трое героев той войны.

Имя Флегонтова носит моя родная вторая червенская школа, улица в моём городе и улица в Хабаровске.

Наталья КОРОЛЬКЕВИЧ

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *