«Телячьи нежности»: рассказываем о работе молочно-товарной фермы «Черноградь» сельхозпредприятия «Валевачи»

Аграрный сектор Актуальное

Телятница Валентина Камейко уже даже и не припомнит точно, когда пришла на молочно-товарную ферму «Черноградь» сельхозпредприятия «Валевачи».

Елена Лисица: «Телята эти – мои «детки»

Лет шесть-семь, говорит, прошло с тех пор, как сменила работу в санатории на работу… тоже, кстати, напоминающую санаторий, но для телят.

– Пришла в хозяйство, можно сказать, ради жилья. Мне предложили дом, – рассказывает Валентина Юрьевна. – А сейчас я жизни не представляю без этих малышей. У нас здесь 224 телёнка. И большие, и маленькие. Некоторые – ещё совсем «груднички». В восемь утра нужно покормить их всех, попоить, сенаж развезти, сено, муку… Кстати, всё это делаем вручную, на тачках. В два часа примерно заканчиваем работу, а в пять вечера снова приходим – и до часов семи-восьми. Бывает, конечно, график корректируется. Ведь иногда животные болеют, тогда им нужно и лечение, и больше внимания. Они же, как детки маленькие. Вот отказывается телёнок от еды, плохой аппетит, значит, что-то не в порядке. Ищем причину.

Коллега Валентины Камейко – Елена Лисица – телятницей в этом хозяйстве работает двадцать два года.

– У меня мама была зоотехником, – рассказывает Елена Николаевна. – Она два десятка лет проработала в «Ялче» (прим. – молочно-товарная ферма хозяйства «Валевачи»). Я, считай, на ферме и росла. Школьницей прибегала к маме на работу постоянно. И другие девочки тоже. Нам было очень интересно. То и дело крутились возле доярок, телятниц. Что-нибудь и поделать просили. Помню, доверяли нам покормить телят с соски этой с бачком алюминиевым. Вообще же и дома мы держали хозяйство. Коровы были, свиньи… Так что с животными обращаться умела с самого детства.

Валентина Камейко уже не мыслит своей жизни без телят

– Все телята одинаковые или Вы их как-то отличаете?

– Они все разные. Как и люди. Каждый со своим характером, темпераментом. Кто-то ест медленно, кто-то быстро, кто-то более общительный, кто-то, наоборот, предпочитает укрыться в своём домике и без особой надобности не показываться.

– Что самое приятное в работе?

– Ухаживать за ними. У меня дети взрослые, а так хочется кому-то внимание уделять, заботиться о ком-то. Вот телята эти – мои «детки». А как они благодарят за любовь!.. И носиками тычутся, и лижут лицо и руки, в глаза заглядывают так преданно, что просто таешь… И мы уже научились читать по глазам: как у людей, видно и чувствуется их настроение.

Заведующая молочно-товарной фермой «Черноградь» Елена Шукайло:

– Нашим девочкам бывает, конечно, тяжело. Нагрузка у них большая: покормить, попоить, в вёдрах всё разнести. А когда телята болеют – тем более. Они за каждое животное переживают, как за ребёнка. Да и я сама в пять утра уже на работе – нужно же обойти телят, посмотреть, всё ли в порядке. Уход и внимание к животным – то, без чего невозможна наша работа.

Кстати, и Валентина Камейко, и Елена Лисица отмечены многочисленными грамотами и благодарностями. В том числе и председателя райисполкома.

– Вот таких малышей смотреть могут только самые лучшие и самые добросовестные работники, по-другому никак. Это ведь животные. О них нужно заботиться постоянно, – отмечает исполняющий обязанности директора КСУП «Валевачи» Георгий Шарко.

Георгий Павлович в сельском хозяйстве – три десятка лет. Родители всю жизнь работали в агропромышленном комплексе, поэтому с самого детства приучали и сына к труду на земле. Юношей Георгий Шарко вполне себе браво справлялся с обязанностями помощника комбайнера. Да и азы животноводства ему были знакомы с малых лет. Дома родители держали хозяйство, в том числе и коров, поэтому, как управляться с рогатыми, юноша чётко понимал. Сегодня, спустя годы, Георгий Шарко ясно видит перспективы и шаг за шагом воплощает планы в реальность.

– Сегодня вопрос номер один – производство молока и получение привесов, а также сохранность животных.
Мы в тесной связке работаем также со столичными специалистами, которые приезжают к нам и уже на месте дают советы по основным вопросам.

В ближайший месяц у нас появится профилакторий для телят. Строительство уже началось. Кроме того, на ферме, где мы сейчас находимся (прим. – молочно-товарная ферма «Черноградь») есть пустующий доильный зал. Сейчас мы его ремонтируем, чтобы запустить туда ещё двести голов дойного стада. То есть планы у нас такие: будут две молочные фермы – «Валевачи» и «Черноградь», а «Ялча» будет цехом раздоя нетелей и ввода в основное стадо.

– Одна из задач – увеличение привесов, Вы говорите…

– Сейчас у нас среднесуточный привес 670 граммов, хотим увеличить до 800 и даже до 1000. Тем более всё у нас для этого есть. А главное – люди. С животными у нас работают на самом деле заинтересованные, ответственные, добросовестные люди.

– Вы отметили, что сотрудничаете со специалистами в сфере животноводства. Есть какой-то пример, когда такой «взгляд со стороны» оказался очень своевременным?

– Конечно. У нас недавно был заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Владимир Капустин. Он курирует вопросы развития всех отраслей животноводства, производства мясомолочной продукции, племенного дела и селекции, ветеринарного обслуживания и надзора, наведения и поддержания порядка на животноводческих объектах. И многое нам подсказал. В частности, по технологии кормления. Для телят мы будем закупать бутылки и соски, чтобы они пили из соски молоко, а дальше будем сыпать комбикорм – только с изменением технологии – и из соски будет тоже комбикорм идти, а уже потом будем переводить телят к кормушке.

То, что многое зависит и от людей тоже, на ферме в Черногради оказалось понятным без слов. Когда для фотоснимка сотрудницы подходили к телятам, малыши – кстати, без позёрства, а абсолютно искренне, как могут только дети, пусть даже и дети коровок, – так и норовили облизать руку своим «мамам», поцеловать лицо, потереться о ноги. Такая вот любовь: животные ведь не умеют обманывать.

Виктория КАХРАМАН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *