Как обезопасить безналичную жизнь: советует специалист «Белагропромбанка»

Актуальное Безопасность Общество

Несмотря на регулярные информирование и повышение финансовой грамотности населения, которые проводят банки, средства массовой информации, органы внутренних дел, кибер-мошенничество   по-прежнему «горячая» тема. Находятся всё новые жертвы мошенников, которые попадаются в ловко расставленные ловушки жуликов.

– По данным международных экспертов около 80% утечек информации связано с некорректным использованием учётных данных, их кражей или слабыми паролями интернет-банкинга  – пароль ”123456“ по-прежнему остаётся самым популярным,  – комментирует ситуацию Ирина Пенкрат, начальник отдела розничных продаж ЦБУ №551 ОАО «Белагропромбанк». –   Очевидно, что одних паролей для защиты данных недостаточно. Для того, чтобы грамотно пользоваться онлайн услугами, интернет магазинами, нам нужно соблюдать определённые правила безопасности, которые помогут минимизировать риски быть обманутыми мошенниками, цель которых – добраться до чужих денег с помощью цифровых технологий.

Ирина рассказала «Раённаму весніку» о том, что с начала нынешнего года в отделение банка обратилось три клиента с информацией о списании денежных средств с банковских платёжных карт путём мошеннических действий. Ситуация довольно распространённая в мире кибер-мошенничества: клиентам поступил звонок по Viber от якобы сотрудника безопасности банка, который сообщил, что с их карточки пытаются списать денежные средства неизвестные лица. Мошенник заявил, что для решения проблемы ему необходимы личный номер паспорта, номер карты и срок её действия. Доверчивые клиенты сообщили запрашиваемую информацию, в результате с их счетов были списаны деньги.

Ирина Григорьевна привела и такой пример: в январе этого года, с одним из клиентов банка по Viber связался мошенник, представившийся сотрудником безопасности банка с предложением оформить кредит в «Белагропромбанке». Мошенник объяснил клиенту, что для предоставления кредита необходимо прохождение проверки службой безопасности, цель действий мошенника была выведать у него конфиденциальные данные по карте.  Клиент не растерялся и лично обратился в отделение банка, где в ходе разговора и выяснилось, что его пытались обмануть, в первую очередь это стало понятно из того, что клиенту был звонок по Viber.

Поддаются действиям мошенников и финансово грамотные люди. По словам Ирины Пенкрат, банки заинтересованы в обеспечении сохранности денежных средств клиентов. С этой целью проводятся различные программы по повышению финансовой грамотности, как среди взрослых, так с  юными пользователями. Так в мае в Червенское отделение «Белагропромбанк» Ирина Пенкрат пригласила на встречу клиентов банка, пенсионеров города. Встреча получилась интересной и познавательной. Пенсионеры проявили живой интерес к современным финансовым инструментам, которыми можно пользоваться каждый день, задавали вопросы, какие меры принимаются банком для защиты своих клиентов от действий кибермошенников. Они также хотели знать, что же делать, чтобы сохранить свои деньги и не стать жертвой обмана.

– Сегодня злоумышленники часто звонят пользователям не по телефону, а в мессенджерах, например, по Viber с поддельных аккаунтов различных банков и представляются их сотрудниками, – объясняет Ирина Пенкрат. –   При этом в качестве фотографии такого аккаунта используют логотип банка, а название аккаунта идентично названию банка. Злоумышленники под разными предлогами пытаются узнать у пользователей данные их банковских платёжных карточек.

Пенсионерка Зинаида: «Чтобы не стать жертвой мошенников, думаю, что лучше снимать сразу всю пенсию с карточки в банкомате».

– Не стоит бояться пользоваться картами, это удобно, выгодно, безопасно, есть возможность контролировать финансы, получать бонусы, кэш-бэк при расчёте по карте. Это, наконец, гигиенично. А при утере карты ваши деньги останутся на вашем счету, – подчеркнула начальник отдела розничных продаж. ­– Интернет-банкинг — это очень удобно, вам не нужно выходить из дома, чтобы совершить платежи, например, оплатить мобильный телефон или коммунальные услуги. Соблюдайте правила безопасности и будьте бдительны. Первое, на что мы всегда обращаем Ваше внимание – специалисты банка никогда не связываются с клиентом по Viber, они используют городские или мобильные номера. Следующий важный момент – ни один банк не отслеживает ваши операции по банковской карте,  банки не связываются с клиентом и не сообщают о том, что с картой пытаются проводиться какие-то действия. В такой ситуации можно быть уверенным, что звонит мошенник, цель которого создать у вас панику. Поддавшись страху потерять деньги, Вы сможете сообщить конфиденциальные данные по карте, такие как номер паспорта, номер банковской карточки, срок её действия, сеансовые одноразовые пароли, CVV-код (3 цифры на обратной стороне Вашей карты), логины и пароли доступа в интернет-банкинг. Банку эта информация не нужна, так как в базе данных есть эти сведения. А вам следует помнить, что все эти данные строго конфиденциальная информация, вы не должны её кому-то сообщать ни при каких обстоятельствах.

Пенсионерка Раиса: «Звонящие всегда представляются сотрудниками банка, настаивают, давят, как не поддаться страхам? Ведь возникает вопрос – возможно, действительно звонят из банка?  Но даже если это мошенник, как он узнает личные данные, если я ему не собираюсь что-то сообщать?»

– Выполнение простых правил поможет Вам обезопасить себя, – ещё раз подчеркнула Ирина Пенкрат. – Ни в коем случае не сообщайте кому-то конфиденциальную информацию о своей банковской карточке. Главное, не впадайте в панику, если вам сообщают о блокировке счёта или каких-нибудь неприятностях. Если у сотрудника банка есть к вам вопросы, например, срок действия вашего паспорта истёк, они смогут связаться с вами альтернативным способом, например, по городскому номеру телефона или направить sms-сообщение. У банка есть эта информация, а у мошенников её быть не может. Мошенники, как правило, даже не знают, в каком городе вы проживаете. Банк не станет решать вопросы по данным карточки клиента по телефону. При звонке настоящий сотрудник банка в первую очередь пригласит клиента прийти в отделение банка, в котором он обслуживается.

Если вам звонят и представляются сотрудником банка, уточните фамилию и имя-отчество, должность звонящего, и скажите, что перезвоните ему сами. Не стоит переоценивать свои силы, кибермошенники обладают набором психологических трюков и уловок. Лучше избежать риска – положите трубку и наберите официальный номер банка сами.

Но даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Наберите номер контакт-центра банка вручную. Телефон банка можно найти на обратной стороне банковской платёжной карточки или на официальном сайте банка. По этим телефонам вы можете заблокировать карту при необходимости, узнать остаток счёта. Обратите внимание, что мошенники, с помощью технологий, могут звонить с номера, который определится как номер контакт-центра. Запомните: с номера контакт-центра вам никогда не позвонит банк, только вы можете совершить звонок по номеру контакт-центра, номер работает только на входящий звонок от клиента. Для общения с контакт-центром вам нужны только номер карты и кодовое слово, которое указано в вашем договоре. Если вы забыли своё кодовое слово, вы можете подойти в отделение банка с паспортом и сотрудник банка поможет вам его восстановить. Есть ещё короткий номер колл-центра «Белагропромбанк» –136, позвонив по которому вы можете задать интересующие вас вопросы.

Пенсионерка Валентина: «Иногда приходят сообщения от знакомых контактов на Viber или на страничках социальных сетей, с просьбой о помощи, мол, кто-то попал в трудную ситуацию и человеку срочно нужно отправить деньги. Это тоже, как правило, мошенники?»

– Обращаю ваше внимание, что нередко мошенники умело маскируются под родственников и друзей, – прокомментировала Ирина Пенкрат. –Большинство онлайн-мошенников действуют по стандартной схеме: взламывают учётную запись пользователя в социальной сети и пишут его знакомым. Чаще всего преступники просят отправить реквизиты банковской платёжной карточки, якобы они хотят переслать вам деньги. Или же под именем вашего друга или родственника говорят, что попали в трудную ситуацию и просят перевести им деньги. Тот человек, страницу которого взломали, ничего не подозревает о мошенничестве и поймёт об этом только тогда, когда не сможет войти в свой аккаунт, ведь пароль уже изменён.

Если кто-то из друзей в мессенджерах или социальных сетях просит перечислить деньги на карточку или мобильный телефон, просто свяжитесь с человеком альтернативным способами и попросите прояснить ситуацию. Вы можете установить приложение, с помощью которого вход в аккаунт подтверждается приходящим на телефон кодом. Такая двойная защита учётной записи оставляет взломщикам меньше шансов. Используйте сложный пароль и не сохраняйте его в браузере. Не пользуйтесь для входа в социальные сети чужими устройствами. Но если это все-таки необходимо, то надо проверять, не сохранились ли ваши персональные данные на чужом устройстве. Пользуйтесь антивирусным программным обеспечением и обновляйте его.

Пенсионерка Вера: «Откуда мошенники знают номера телефонов, по которым звонить?»

– Мобильные номера телефонов есть в открытом доступе в Интернет, на ваших социальных страницах, или на страницах в интернет магазинов, если вы совершаете покупки онлайн. Банки никогда и никому не передают ваши личные данные, включая номера телефонов. Конечно, мы ни в коем случае не отговариваем вас от возможности совершать покупки онлайн, это удобно. Если вы что-то покупаете в интернете, мы рекомендуем заводить отдельную, «нереальную» карту, она не привязана к вашим основным картам. Туда можно зачислить определённую сумму, необходимую для покупки.

Пенсионерка Зоя: «Вы говорите, что 3  цифры на обратной стороне карты очень важны, и узнав их, мошенники могут совершать любые операции по карте. Скажите, нужен ли этот номер для совершения покупок, например, в продуктовом магазине? Ведь кто-то в очереди может подсмотреть эти данные, возможно, это будет мошенник?»

–Данные CVV-кода не нужны для оплаты в магазинах, они необходимы для работы с банкоматами, – ответила Ирина Пенкрат. – Мы рекомендуем Вам при оплате в магазинах держать карту так, чтобы этот номер не был виден, по возможности прикрывать рукой или пальцем. Не стоит допускать, чтобы посторонние могли увидеть эту информацию.

Пенсионеры задали ещё много вопросов по работе с банковскими картами, в том числе и о правилах безопасной работы с банкоматами.

– Не стесняйте попросить людей в очереди отойти на безопасное расстояние, тем более, в условиях COVID19, есть требование о соблюдении дистанции в 1,5 метра, – подчеркнула Ирина Пенкрат. – Всегда проверяйте клавиатуру банкомата на отсутствие посторонних предметов, там не должно лежать ничего лишнего, проверяйте гнездо для введения карты, карта должна вставляться свободно.

Начальник отдела розничных продаж дала исчерпывающие ответы на все вопросы, помогла оценить выгоду при оплате картой, в данном случае речь шла о пакете «Забота» для пенсионеров. В завершение встречи, Ирина вручила дипломы и подарки от «Белагропромбанк»  в номинациях «Партнёрство, проверенное временем» и «Многолетнее доверие», а также сувениры с символикой банка. Ирина отметила, что для «Белагропромбанка» важен каждый клиент, и подобные встречи будут проводится регулярно в будущем. Тем более, как выяснилось, у населения очень много вопросов по работе с банковскими картами. И, что наиболее ценно, клиенты выражают доверие к своему банку, поэтому банк в свою очередь, заинтересован в долговременном сотрудничестве и  обеспечении сохранности их денежных средств.

Галина АКБАЛ. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *