Буду любить всегда…

Общество

На днях в редакцию пришел постоянный читатель районной газеты Александр Анатольевич Пальчёнок. Он с гордостью поделился своей замечательной новостью.  Его внук, семиклассник столичной гимназии №40 Андрей Аникей, признан победителем конкурса

“Золотое перо Белой Руси-2014”.  В конкурсном сочинении он с большой любовью рассказал о деревне Красный Берег нашего района. Здесь Андрей с удовольствием проводит каникулы у дедушки и бабушки Пальчёнков. И вот в прошлом году свои яркие впечатления искренне и талантливо изложил в творческой работе, которая в номинации “Моя Родина — Беларусь” отмечена Дипломом и денежной премией.

Конкурс “Золотое перо Белой Руси” ежегодно проводит Республиканский Совет РОО “Белая Русь”. Его цель — выявить талантливых ребят,

дать возможность реализоваться, подставить плечо, в том числе тем, кто будет поступать в Институт журналистики БГУ.

Предлагаем познакомиться с конкурсной работой Андрея.

 

Наконец-то природа сменила гнев на милость, и на смену надоевшей бесснежной зиме пришла весна, да не просто пришла, а сюрприз с собой принесла — тёплую, по-настоящему летнюю погоду. Видно, взяла её немного у лета и сейчас достаёт иногда из-за пазухи и щедро одаривает природу летним теплом. Теперь я смогу чаще бывать в моём любимом уголке родной Беларуси — деревне Красный Берег.

 

Эта маленькая деревенька уютно расположилась между небольшими городами Червень и Марьина Горка. Находится она в трёх километрах от автобусной остановки, и даже дорога к ней, которая идёт через лес, доставляет мне немало приятных минут. Кажется, в этом лесу мной исхожены все дорожки и тропинки, но он всё равно остаётся для меня загадочным и притягательным. Свежесть зелени, ароматы хвои и цветов, пение птиц придают бодрости и хорошего настроения, которых мне так не хватает в городе.

 

Леса здесь одни из самых больших во всей Беларуси. Они необычайно богаты на живность. Здесь можно увидеть много самых разных птиц, а встретить лису, зайца, белку или ёжика во время прогулки — вполне обычное дело. Водятся здесь волки, лоси, олени, кабаны. Кстати, многие из этих животных часто заходят и в деревню. Лисы любят полакомиться беспечно гуляющими во дворах курами, зайцы — угоститься чем-нибудь вкусненьким в огородах. На открытую недавно свиноферму иногда забредают волки. Зимой на поле, прилегающее к деревне, заходят лоси, олени и кабаны. Кабаны здесь вообще частые гости, цепочками их следов усеяна вся дорога от остановки до деревни. Ещё пару лет назад, когда на поле выращивали пшеницу, кукурузу, рапс, повсюду были видны дорожки, протоптанные бегущими друг за другом кабанами. Эти животные не так уж опасны, как о них думают, по крайней мере, местные жители рассказывали о них много интересных историй, но ни одна из них не заканчивалась плохо.

 

К огромному сожалению, сейчас на поле не увидишь кабаньих тропок в золотом море ржи или зелёных дебрях кукурузы, не услышишь ласкового шуршания колосков и негромкого гудения пчёл над синими точками васильков, над белым гречишным или жёлтым рапсовым покрывалами. Не заметишь больше на убранных полях неподвижные пенёчки,которые вдруг превращаются в зайцев, стремглав уносящихся прочь. Не полюбуешься аистами, важно шагающими за огромными комбайнами и подбирающими оставшихся без укрытия мышек и змей. По обе стороны дороги протянута сейчас металлическая сетка, отделяющая чёрное поле с чахлыми кустиками садовой голубики и от дороги, и от леса. Но это уже совсем другая история…

 

А мы, пройдя поле, входим в деревню. Справа нас встречают радостным клёкотом аисты, прилетающие из года в год на старое гнездо, венчающее огромной шляпой ржавую водонапорную башню. Слева — старенький, но такой милый и уютный домик, в котором в тёплое время года живут мои бабушка и дедушка и куда я так люблю приезжать.

 

Итак, вещи брошены, и я уже бегу поздороваться с речкой. У неё очень красивое — нет, не название, — имя. Её зовут Волма. Я люблю плескаться в её прохладной водичке, ловить рыбу, просто сидеть на берегу, мечтать, сочинять истории. Один берег её пологий, другой — более крутой и обрывистый, с красноватыми проплешинами глины в густой траве. Мама говорит, что в её детстве река была шире, глубже, а противоположный берег был высокий, абсолютно отвесный и совсем… красный. В этой красной глинистой стене были тысячи дырочек-гнёзд ласточек-береговушек, и от бесконечного снования этих птичек рябило в глазах.

 

Возможно, название деревни, уютно устроившейся в излучине реки, и пошло от того, что цвет одного берега был действительно красный. Хотя, может, и от того, что слово «красный», значившее «красивый», очень точно описывало неземную красоту этого места.

 

Наверно, эта красота и привлекла когда-то сюда пана, построившего на берегу реки дворец-усадьбу для приёма гостей. Фамилия его была Кореневский, и был он владельцем картонной фабрики, которая находилась в десятке километров отсюда и, кстати, действует поныне. Пан высадил вокруг усадьбы дендропарк из завезённых из-за границы деревьев, насыпал на берегу пляж из привозного белого песочка, а дом выстроил такой красоты, что известный в то время поэт по фамилии Лойко воспел его в стихах, за что был щедро одарен большим участком земли с мельницей. Мельницы этой давно нет, а вот место то и сейчас называется Лойковщина.

 

Ещё раньше здесь было болото, через которое во время войны 1812 года отступала армия Наполеона. Чтобы перебраться через него, французы построили там «греблю» — деревянный настил. До сих пор сохранились насыпные курганы на месте командного пункта Наполеона. Есть версия, что в этом болоте Наполеон затопил свои сокровища. Поэтому, наверно, так часто в окрестностях деревни встречаются люди с металлоискателями. Видимо, ищут клад Наполеона. Правда, местные говорят, что не там ищут.

 

Всё ещё ищут и ничего не находят кладоискатели и на месте усадьбы. Пан Кореневский, спасаясь от революции, успел что-то вывезти, остальное растащили «экспроприаторы». В 1924 году приехавшие из Америки эмигранты основали в деревне первую в уезде коммуну, обустроившись как раз в этом дворце. А во время Великой Отечественной войны усадьба, как и вся деревня, была сожжена фашистами. К счастью, жители спаслись, спрятавшись в лесах. Но никаких материальных свидетельств истории деревни, увы, не осталось.

 

Хотя нет, есть кое-что. Деревенский колодец, который стоит рядом с нашим домом, сложен из труб, которые когда-то служили для отвода воды с Екатерининского тракта. Этот тракт, который строил князь Потёмкин, и по которому ехала в Варшаву к польскому королю сама Екатерина Великая, тоже сохранился. Сейчас это трёхкилометровый отрезок простой просёлочной дороги глубоко в лесу. Говорят, единственный, оставшийся от всего тракта. Я часто гуляю там и думаю о таком далёком прошлом, которое всегда рядом. А трубы эти, кстати, выкопал, привёз и установил в колодец мой прадедушка.

 

Ну вот, пожалуй, и всё. Я могу ещё много рассказывать об этом замечательном уголке, о его опалённом войной партизанском прошлом…  Можно долго описывать природу, рассказывать о жителях. Но всё это требует отдельного разговора. А я всегда буду любить это место, и, надеюсь, каждый приезд туда будет для меня таким же праздником, как сейчас. И, может быть, когда я вырасту, я буду жить именно там. И я постараюсь сделать всё возможное, чтобы красота этого места не увядала и всегда радовала людей.

 



1 комментарий по теме “Буду любить всегда…

  1. Молодец, Андрей!
    Поздравляю с победой в престижном конкурсе!
    Рад за тебя, своего земляка. И спасибо тебе, что так тепло и душевно пишешь о нашей деревне Красный Берег, к сожалению, не заслужено заброшенной и «вымирающей». Может такие красочные зарисовки о родном крае возродят интерес к этим местам… Верю в это и верю, Андрей, что ты продолжишь писать такие прекрасные очерки о родном крае.
    Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *