ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОЧИТАЮТ БОЖИЮ МАТЕРЬ?

Духовность

В Православной Церкви с ранних времен христианства существует необычайно глубокое благоговение к Божией Матери. Её глубочайшее смирение и высокое нравственное достоинство явились причиной того, что Она единственная из человеческого рода удостоилась послужить воплощению Сына Божия. Пречистая Богородица, став Матерью Божией, находится в большей близости к Богу, чем ангельские силы. Почему Церковь и именует Её «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим».

Почитание (разница между почитанием и поклонением была рассмотрена в одной из предыдущих статей — примеч.) Пресвятой Девы Марии распространилось из Иерусалима в новообразованные христианские церкви Сирии, Египта, Малой Азии, Италии ещё в конце 1-го века. Первый храм, посвященный Ей, построен в городе Лидде (недалеко от Иерусалима) в 1-м веке. Впоследствии столица Византии — Константинополь — также была посвящена Божией Матери, так как там имелось множество церквей, названных в Её честь. Недостаток сведений о жизни Богородицы (поскольку евангелисты стремились в первую очередь повествовать о земной жизни Иисуса Христа) восполняется многими преданиями, которые отличаются глубокой древностью и отражают верования христиан с давних времен. Записанные в первой половине второго века сказания сиро-египетских церквей, не вошедшие в Священное Писание, сообщили целый ряд дополнительных сведений о происхождении Девы Марии от рода Давида, о введении Её в святой храм, о Её жизни при храме, об обручении с Иосифом и о других событиях священной истории. На исторической основе этого Священного Предания Церковь учредила праздники в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Успения Божией Матери и другие.

Как было сказано выше, почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении. Самое первое пророчество о пришествии в мир Спасителя имеет косвенное указание на Деву Марию: «Семя жены сотрет главу змия» (Церковно-славянское произношение. См. на русском Быт. 3, 14-15). Более ярко об этом предсказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Терновый куст, горящий и не сгорающий, который видел пророк Моисей, — прообраз Богоматери: куст горит и не сгорает, Дева Мария рождает Сына Божия и остается Девой (Исх. 3). По поводу того, что Мария осталась Девой и после рождения Христа, имеется пророчество и у Иезекииля: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44, 2). (Подобно тому, как Иисус Христос назвал Себя дверью, которою входят на небо (Ин. 10,9), так у пророка таинственно названа вратами Дева Мария, Которою, как через ворота, Спаситель пришёл на землю, после чего Она пребывала «затворенною», т. е. осталась Девой навсегда).

История почитания Пресвятой Девы Марии начинается с момента явления к Ней посланного от Бога в город Назарет Архангела Гавриила. Он, войдя в Её дом, обратился к Ней с приветствием, выражающим благоговейное почтение: «Радуйся, Благодатная!» (Лк. 1, 28). После посещения Её Ангелом и благовестия о том, что Она родит Сына Божия,  Дева Мария отправилась к родственнице своей Елизавете, которая была беременна и родила впоследствии пророка Иоанна Крестителя. Сам Дух Святой открыл Елизавете величайшую тайну, хранимую под сердцем её юной Родственницы. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Так, в самом Евангелии Елизавета выражает глубокое почтение к Деве Марии и называет Её Матерью Господа своего, т. е. Богородицей. А вот, как Сама Мария прославляет Господа и пророчествует о том, что целые поколения людей будут почитать и прославлять Её именно как Богородицу. «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 46-48). Наименование Девы Марии Богородицей окончательно утвердилось после Ефесского собора 431 года. В то время стало распространяться лжеучение Нестория, который учил о том, что Мария родила простого человека Христа, с которым потом Бог соединился нравственно. Собор, после тщательного исследования Священного Писания, постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей. Однако, глубоко почитая Матерь Божию, Православная Церковь не разделяет католического догмата о непорочном зачатии Девы Марии в том смысле, что Мария была избавлена от первородного греха при рождении от Своей матери, праведной Анны. Это отделило бы Деву Марию от всего человеческого рода, и Господь не смог бы воспринять от Неё подлинную человеческую природу. Личная непорочность Девы Марии относится не к Её человеческой природе, а к Её величайшему нравственному подвигу в условиях жизни среди падшего человечества.

С момента евангельских событий прошло много веков. Множество христиан, наряду с поклонением Господу своему Иисусу Христу, чтят и прославляют Его Матерь. К Ней стремится всё страждущее на земле, веря в Её заступничество и покров. «Се, сын Твой», — сказал Господь, указывая на любимого ученика, олицетворявшего в себе всех верных последователей Его, — и Матерь Божия стала Матерью для всех христиан (Ин. 19, 26). Каждый, кто обращается к Ней за помощью в трудных жизненных обстоятельствах, верит, что как однажды Она просила Своего Сына помочь бедной семье на браке в Кане Галилейской (Ин.2, 1-11), так и сейчас Она не оставит неутешенными всех обращающихся к Ней. В житии святого Андрея юродивого есть замечательный сюжет. Святой Андрей еще при жизни был удостоен от Бога увидеть рай. Когда ангел водил Андрея по райским селениям и показывал ему разных святых, Андрей не увидел Той, Кого больше всех хотел увидеть. Наконец, он спросил у ангела, где же Пречистая Богоматерь? Ангел ответил ему: “Её нет здесь. Она отошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных.”

Почитание Богоматери — одна из отраднейших сторон христианства, и оно прекратится только тогда, когда из человеческого сердца будет вытравлена жажда материнской любви, ласки и заботы.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!

В час, когда беда стучится в двери,

В час, когда в спасение не веришь,

Испокон взывали на Руси:

Пресвятая Богородице, спаси!

Скорби над растерзанной землёю

Соберутся тучей грозовою.

Крест свой со смирением неси.

Пресвятая Богородице, спаси!

Тайны обнажатся сокровенные.

Древнюю усталую Вселенную

Покаянным плачем сотряси.

Пресвятая Богородице, спаси!

Если в душу прокрадется червь уныния

Чадо Божие, поскорей отринь его,

В сердце дерзкий ропот угаси.

Пресвятая Богородице, спаси!

Пусть надеждою сменяется отчаянье

И в молитве растворяется печаль моя.

Веруй и без устали проси:

Пресвятая Богородице, спаси!   (Т.А. Кривенко)

По благословению настоятеля храма Святителя Николая Чудотворца г. Червеня — протоиерея Александра Лазовского — подготовила  теолог-религиовед  Валентина Усенко.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *