Они ликвидировали последствия аварии на ЧАЭС

Общество

В феврале 1987-го года приказом начальника УВД Миноблисполкома троих сотрудников Червенского РОВД включили в сводный отряд милиции Минской области для служебной командировки в зону Чернобыльской АЭС. Это сержанты милиции Василий Козловский, Анатолий Нехай и лейтенант милиции Виктор Стручинский.

Cлева направо – Василий Козловский, Анатолий Нехай, Виктор Стручинский (март 1987-го года).

«Наш отряд был направлен в 30-ти километровую «зону отчуждения», в Наровлянский район с размещением в школе деревни Тешков. Ранним утром 27 февраля, в мой день рождения, выбыли из Минска. К тому времени я обзавелся семьей, дочери Юлии было около года. Забегая вперед, скажу, что вернулись мы через месяц, 28 марта — в день рождения моей жены Светланы.

Накануне отъезда всем сотрудникам выдали специальную форму. Офицеры были с табельным оружием. Дорога к пункту назначения заняла несколько часов, проходила весело, с шутками и анекдотами. Стоило только подъехать к «зоне отчуждения», обозначенной специальными знаками, — кураж мгновенно исчез. В автобусе воцарилась тишина. Каждый начал задумываться о последствиях этой командировки.

Перед нашим отрядом стояла цель — охранять общественный порядок, имущество, оставленное местными жителями. Мародеры пытались вывезти из покинутых домов мебель, бытовую технику, ковры, строительные материалы… Службу несли круглосуточно, по 12 часов. Патрулировали в основном населенные пункты вдоль Припяти: деревни Довляды, Дерновичи, Вербовичи и другие. Дозиметр в некоторых местах зашкаливал. Больше всего радиацию накапливали дома, дрова, стога сена.

Увиденное во время службы оставило неизгладимый след в памяти. Мы будто попали в фантастическое кино: ни единого местного жителя, даже в крупном населенном пункте, ни единого звука. Ночью на улицах не горели фонари. В процессе пребывания в «зоне отчуждения» многие сослуживцы высказывали мнение, что лучше бы в «горячую точку», под пули, где все понятно… В моральном плане угнетало отсутствие какой-либо информации о радиации, о том, как следует себя вести, чтобы уменьшить ее влияние на организм.

Несколько раз приезжал в Наровлю, на переговорный пункт, звонил в Червень жене с дочерью и в деревню Довнары Ивьевского района Гродненской области — родителям.

К счастью, последствия Чернобыльской аварии оказались для нас менее ужасными, чем предполагали. Нашему отряду УВД Миноблисполкома повезло. Февраль-март 1987-го года выдались снежными и холодными. Радиационная пыль была под толстым слоем снега. Когда служебная машина буксовала до земли, дозиметр зашкаливал. Сотрудникам, несшим службу до и после нас, пришлось тяжелее: радиационный фон был выше».

«В 1986-1991 годах сорок сотрудников Червенского отдела внутренних дел ликвидировали последствия аварии на Чернобыльской АЭС».

Фото предоставлено Виктором Стручинским.

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *