Осенний марафон по городам мечты

Общество

Продолжение.

ВОЛШЕБНАЯ ГАВАНЬ.

Покинув изящную Францию, направляемся в Португалию, самую западную страну Европы, в её сердце — Лиссабон, который изначально был назван “волшебной гаванью”. Во времена великих открытий этот город считался самым богатым в Европе. Он поражал современников роскошью и великолепием.  Однако в 1775 году здесь происходит небывалое землетрясение. Оно разрушило большую часть города и унесло около 40 тысяч жизней. Казалось, что красота и слава Лиссабона померкли уже навсегда. Но нашелся человек удивительных способностей и энергии — маркиз Помбал, сумевший отстроить Лиссабон и во многом вернуть ему былой блеск. И теперь это очень красивый город. Старинные дома, узкие улочки, черно-белые мостовые. Черные и белые камни вручную укладывают по определенному узору, весь город вымощен ими, при этом рисунки везде разные. Он ослепляет матовой пастелью домов и ярко-красными черепичными крышами,  паутина крутых и узких средневековых улочек может завести  просто в тупик, а может вывести в тихие идиллические уголки, где поют канарейки, и журчит вода, где просто забываешь о шумной суете большого портового города.

Итак, вдоль широкого проспекта  выезжаем на набережную полноводной реки Тежу, проезжая мимо моста 25 Октября — самого длинного подвесного моста в Европе — с фигурой Христа на другом берегу.  И первая достопримечательность, с которой знакомимся в городе —  монастырь Жеронимуш (иеронимитов). Он был построен в начале 16-го века в честь открытия пути в Индию мореплаватель Васко да Гама.  Когда-то на этом месте была маленькая часовня, в которой он молился перед отплытием в Индию. Сейчас это красивое белое здание, обнесенное вверху по периметру узкими шпилями, устремленными ввысь, словно вскипевшая морская пена. Стены и своды оплетены вырезанными из камня канатами, в местах пересечения канатов — кресты, гербы, морские узлы, якоря. Даже в цветочные орнаменты вплетается морская тематика. Каменные колонны вырезаны сверху донизу, и в затейливых рисунках проглядывает то морда льва, то тарантул, ракушки, птички, цветы.  На одной из арок — вереница человеческих лиц разных рас. Таким образом скульпторы по рассказам и рисункам моряков пытались показать многообразие народов, встреченных мореплавателями на своем пути.

Недалеко от монастыря — Башня Белема, построенная  для охраны “волшебной гавани”. Трудно представить, что этот ажурный белый замок на воде служил одновременно сторожевой крепостью, таможней и тюрьмой.  Веками мимо нее проплывали каравеллы. Одни растворялись в океанском просторе, другие, груженые пряностями и золотом, заходили в порт. И, как корабли, текло время, век за веком, а португальцы, свесив ноги в океан, смотрели в атлантические  дали, откуда в страну текло и текло богатство. И думали, так будет вечно. А когда поток прекратился, оторвали взор от блестящей, зыбкой глади, оглянулись и вдруг обнаружили вокруг себя нищую страну, без заводов и фабрик. В 1910 году монархию свергли, но республика просуществовала недолго. На счастье Португалии, к власти пришел диктатор Салазар, профессор экономики Коимбрского университета, который твердой рукой долгие годы приучал страну жить своим трудом, а не награбленным, создал промышленность и не допустил втягивания страны во Вторую мировую войну.

Рядом с башней — величественный памятник Первооткрывателям в виде огромного каменного парусника. Впереди — Генрих Мореплаватель, а с обеих сторон паруса — те, кто отправлялся в опасные путешествия на поиски  новых земель: моряки, купцы, священники…  И только единственная женская фигура среди неудержимого потока рвущихся покорять морские просторы  мужчин, опустившись на колени и прижав руки к груди, застыла в горьком ожидании, моля об их скором возвращении…

 

Людмила РАБЕЦКАЯ Фото автора

(Продолжение будет)

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *