Анатолий Ермолович и его баяны

Общество

Этого талантливого, работящего, доброго человека мало кто знает на Червенщине. Разве что жители деревни Турец, куда он несколько лет назад переехал с женой Татьяной Павловной из Минска. Оставив столичную квартиру детям, построил здесь на участке её родителей просторный двухэтажный кирпичный дом, обустроил землю вокруг него и продолжает своё любимое дело.

Об этом довольно редком увлечении сегодняшний рассказ в нашей субботней рубрике. И о духовном преемнике своих предков, имя которого с большим уважением и признательностью произносят почитатели  его таланта в Беларуси и других странах.

Кто он? Знакомьтесь!

Строят здания, строят корабли и суда на верфях, строят самолеты… Автомашины собирают, электронную технику монтируют, газеты, естественно, печатают, телепрограммы ведут, кино  снимают… А баяны, например? Каким словом обозначают действо по созданию голосистого музыкального народного инструмента. Может быть, на массовом конвейерном производстве на фабриках музыкальных инструментов баяны и собирают. Но единичные инструменты — баяны особые, для высоких профессионалов — строят! Именно строят.

А что значит особый баян? На веселой дружеской вечеринке, в клубах, на концертах художественной самодеятельности обычно звучат баяны массового производства. Да, они весьма неплохи. Особенно в руках хорошего музыканта. Но все же, величайшие мастера — исполнители, виртуозы всегда предпочитают особый инструмент — штучного, ручного производства. Тое есть — почти уникальный. Впрочем, почему почти? Штучное создание музыкального инструмента — дело столь таинственное, творческое и тонкое, что каждый такой инструмент — событие в жизни как редкая, хорошая музыка, та, которую со временем назовут классикой. А мастеров, умеющих построить, например, баян, можно в любой стране сосчитать на пальцах одной, в крайнем случае, двух рук.

 

У Анатолия Ермоловича абсолютный музыкальный слух. Это его природный дар, это один из его талантов. Он родился и жил в юности в живописном крае — на Лепельщине, в краю голубых озер. Здесь сделал первые шаги как музыкант.

 

Учился Анатолий в Лепельской музыкальной школе, Витебском музыкальном училище, работал аккомпаниатором в ряде коллективов. Играл на многих инструментах. Но любимым был баян.

А второй талант обнаружил у себя позже, когда понял, что сам может построить, сделать этот клавишный инструмент. Соединить гармонично деревянные планки и металлические голоса. Конечно, в этой, казалось бы, простой формуле создания баяна — сотни неведомых стежек-дорожек. Деревянные детали должны быть особыми. Каждая — из определенной породы дерева. Причем заготовка должна пройти сложный технологический процесс сушки. А сушить как? Под солнцем? В тени? В остывающей кирпичной печи? А обрабатывать дерево? Какой стамеской, каким резцом? А какой металл использовать? А может, сочетание, композицию металлов? А чем выполнить миниатюрную ювелирную работу с сотнями металлических пластиночек, каждая из которых должна звучать именно той нотой, воспроизводить звук небывалой чистоты. А чем клеить все этоI Какой должен быть клей? Может, делать его по своему рецепту?

Сотни вопросов встают перед мастером. Конечно, на многие из них ответил прежний опыт создания народных инструментов. Этот опыт сохранен в книгах, порой очень редких и старых. Эти книги требовалось разыскать. Там — обнаружить крупицы опыта. Вот по этим крупицам и собирал мастер знания. Разыскивал мастеров прошлого — спрашивал у них. А руки, пальцы надо было терпеливо приучать к новому, необычно сложному ювелирному, тонкому делу.

 

Теперь на счету мастера Анатолия Ермоловича пятьдесят построенных особых, выборных баянов. Пятьдесят — за многие годы. Эти баяны мы обязательно слышали. Слышали, даже не зная имя мастера. Они звучат по многим программам телевидения и радио нашей и  других стран, когда выступают самые прославленные коллективы, самые яркие исполнители.

Особый баян строится долго. Месяцы, порой годы. Каждый из них мастер отличит по звуку и через много лет. Такие инструменты, как самые хорошие книги — служат нескольким поколениям. Так что и будущие ценители музыки услышат их.

Выборные баяны — своеобразный эталон для всех других, для гармоней массового производства. Вот почему таких мастеров, как Анатолий Ермолович, знают и ценят на фабриках музыкальных инструментов, советуются с ними. Такие люди — самородки. Это настоящие хранители нашей музыкальной культуры.

Ну, а в мастерской Анатолия Станиславовича Ермоловича много и обычных баянов. Рядовых великой армии музыкальных инструментов. На некоторых учатся дети в музыкальных кружках и школах, баяны звучат на вечеринках. Им приходится, как говорят теперь, работать в экстремальных ситуациях. И они, конечно, прихваривают. Их надо лечить: подновить, подклеить, настроить, возвратить «голос». И мастер-ювелир, создающий «баяны-маршалы», никогда не откажет музыканту в ремонте баяна.

Так среди баянов и сфотографировали мы мастера Анатолия Ермоловича, уроженца Лепельщины, живущего и творящего теперь в большом селе Турец.

Анатолий АРТЕМОВ.

Фото автора

Недосказанное нашим нештатным автором:

Когда-то, как говорят “за польскім часам”, прадед-кузнец Анатолия Станиславовича Ермоловича прославился тем, что смастерил малогабаритный орган. С большой гордостью говорит Анатолий Станиславовоич об этом , потому что сделать вручную такой уникальный музыкальный инструмент мог только очень талантливый человек.

Знающие толк в органах ценители музыки купили его у кузнеца и увезли в Прибалтику. Анатолий Станиславович надеется, что ещё и сейчас радует людей этот музыкальный иструмент своим неповторимым звучанием.

Талантом был наделён и отец Анатолия Станиславовича. Он освоил мастерство скрипача. К тому же — сам сделал скрипку. Играл на ней на праздниках, в волочебниках, радуя сельчан.

В своё время Анатолию Станиславовичу сделали предложение переехать в одну из богатых стран. Обещали соответствующую работу, обеспеченную жизнь. Этим выражалось высокое признание его мастерства. Но Ермоловичи предпочли остаться в родной Беларуси…

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *