Из дальних странствий возвратясь…

Общество

Червенские  туристы, отправляющиеся  в поломническую поездку в Рим с посещением по пути следования некоторых святых мест четырех европейских стран, с нетерпением ждали автобус. Чувствовалось волнение от того, что предстоит далекий путь. Но все-таки настроение у всех было бодрым, несмотря на некоторую напряженность. А чтобы окончательно снять ее,  доктор, оказавшийся в группе, развлекал  анекдотами в тему. Прибывший наконец двухэтажный автобус “Intercars” вызвал интерес у червенцев, проходивших мимо.  “Куда едете?”  — интересовались они.  Услышав  ответ, удивленно восклицали: “Ничего себе!” Действительно, в этой поездке было чему и удивляться, и восхищаться, и испытывать радость от увиденного…

Итак,

Польша

Благополучно пройдя контроль на белорусско-польской таможне, автобус с пилигримами (piligrim — поломник в святые места — авт.) переехал границу.

Аккуратно убранные белорусские поля  сменились крохотными и уютными польскими деревушками.

Простоявшие веками замки возвышались над невысокими деревенскими домами.  По количеству встречающихся костелов и сохранившихся памятников архитектуры, необычных, удобных и  красивых объектов придорожного сервиса (на снимке) можно было безошибочно определить, что это  территория  Польши. Первая остановка ждала нас в небольшом городе Ченстохова,  где группа  разместилась на ночлег в Доме пилигримов. Встретил  он радушно и гостеприимно, теплотой и домашним уютом. Здесь накормили вкусным, сытным обедом, подпадавшим по времени  больше под ужин.  Блюда  ничем не отличались от нашей белорусской кухни.

Тишина и спокойствие этого небольшого  неприметного на первый взгляд городка ничем не выдавали тот факт, что Ченстохова, как Лувр во Франции, Фатима в Португалии и Лоретто в Италии, является духовной столицей Польши и входит в союз пяти крупнейших центров Европы. Каждый год сюда приезжает около шести миллионов поломников, чтобы поклониться и припасть к чудотворной  иконе Божьей Матери Ченстоховской (на снимке). Она находится в основной святыни городка — величественном  монастырском  комплексе Ясная Гора, сокровищнице ценных произведений, которые свидетельствуют об историческом прошлом народа, государства и польской культуры. Перед  комплексом разбит  красивый парк, а чуть дальше возвышается холм. На нем  собираются на проповеди поломники, конечной целью которых и является  икона Божьей Матери.

История ее такова. По преданию, она относится к 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме. Во время нашествия римских войск, христиане бежали из Иерусалима и вместе с другими святынями  сохраняли в пещерах  образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь, где святыня находилась в течение пяти веков.

В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова галицко-волынским князем Львом Даниловичем и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь  вынес святыню из церкви и поставил на городской стене.  Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы.

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому, который перенес ее на Ясную Гору, около Ченстоховы, в построенный монастырь. Икона с этого времени получает своё нынешнее название.

Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря (на снимке — вход в монастырь).

И самое главное, что  образ святой Богородицы, обладающий чудодейственной силой, всегда  спасал людей от гибели, а город от разрушительных войн.

На территории  Ясной Горы среди многочисленных зданий монастырского комплекса находится музей, в котором собраны дары “сильных мира сего” — аристократов, президентов и премьеров. Все вещи там — очень дорогие и необычные: украшенные драгоценными камнями  украшения и оружие, монеты и  старинные рукописи, бесценные книги…

На улицах городка, в большинстве своем носящих имена святых, расположены десятки магазинов. Недалеко от улицы Яна Павла II раскинулся небольшой рынок, где вместе с привычным ярмарочным ширпотребом можно купить недорогие украшения из серебра,  религиозные сувениры, книги, открытки, приобретя которые долго будешь помнить этот необычный своей историей городок, его приветливых жителей. Они аккуратны и неприхотливы, вежливы и щедры…

Далее путь  пролегал через Чехию в одну их самых красивых столиц мира.

ВЕНА

Плантации душистого хмеля раскинулись вдоль отличных австрийских дорог. А за окном автобуса вдалеке  показалась зеленая лента величественных Альп, которые  сопровождали  на всем пути следования. Проехав по мосту через Дунай, мы оказались в самом сердце Австрии.

Вена — это величие и роскошь с налетом старины,город великолепных дворцов, величественных площадей, живописных улочек. Город на Дунае, окружённый зелёным ожерельем Венского леса. Город  поэтов и музыкантов,  фиакров и танцующих белых жеребцов, город блестящий, чарующий и прекрасный как сама музыка, и в то же время какой-то уютный, жизнерадостный, задумчивый.

Желающих увидеть его много. Туристы толпами едут сюда.  Одни, чтобы попробовать местного пива, другие — выпить чашечку ароматного кофе и отведать знаменитый яблочный пудинг и торт “Захер”, а третьи — насладиться красотой и величественностью памятников архитектуры. Кстати, во время второй мировой войны город не был уничтожен. На такую красоту не поднялась рука  даже у фашистов, которые отказались выполнять приказ командования взорвать  центр города.

Центр Вены, не доступный для  транспорта, с утра и далеко за полночь заполнен туристами со всего света. Тут всё интересно — огромное число белокаменных дворцов, памятников людям и разным событиям, в том числе и чуме, посетившей город в XVIII веке. Много музеев, фонтанов, ажурных оград, старинных фонарей, сверкающих витрин, мемориальных досок и впечатанных в асфальт звезд, прославляющих знаменитых австрийцев, среди которых едва ли не половина имеет отношение к музыке. Имя Моцарта встречаешь на каждом шагу. «В этом доме Моцарт написал «Фигаро», «В этом доме бывал…». Это имя, как принято сейчас говорить, брэнд Вены — портреты композитора — на обложках книг, музыкальных дисках, открытках, декоративных тарелках, винных бутылках, чайных коробках и чашках, изящных кулёчках конфет.  И хотя сувениры здесь дорогие, многие считают просто необходимостью привести домой коробочку шоколадных конфет в форме медальончиков с портретом Моцарта на обертке.

Австрийская столица уютна, но нам показалась слегка мрачноватой. Может от того, что доминирующим в городе является серый цвет. Архитектор Хундервассер, использовав право каждого австрийца ежегодно высказаться в парламенте, предложил разнообразить цветовую гамму архитектурной застройки города.  Спроектированный им завод по переработке мусора, разукрашенный всеми цветами радуги, стоит у въезда в Вену.  Но большинство зданий австрийской столицы все же так и осталось не тронутым красками.

Находясь в центре Вены, можно подумать, что горожане передвигаются тут исключительно пешком. Но это туристы. Горожане ездят в метро, на трамваях, автобусах и …на велосипедах.   «Зебра» — законное место для пешехода, но, если кому-то приспичило перейти улицу не по «зебре», — весь транспорт встанет как вкопанный, чтобы пропустить человека. В общественном транспорте билеты проверяют, но очень редко. Существует доверие пассажиру. Но если при проверке “застукали «зайца», никакие причины и объяснения во внимание не примут и оштрафуют так, что всю оставшуюся жизнь будешь ездить с билетом.

Эмблемой Вены можно было рискнуть назвать  карету с парою лошадей.  В Вене — это транспорт туристов, изящно по-старинному называемый фиакром. Недешево стоит прогулка в фиакре, примерно столько же, как в гондоле по каналам Венеции: 70 -100 евро. Зато есть что вспомнить потом. Кучер фиакра носит цилиндр и рассказывает на ходу о Вене так вдохновенно, что, кажется, вот-вот заговорит стихами. Город он знает не хуже любого гида.

Кстати, в Хофбурге (один из районов Вены) находится элитная, известная на весь мир, школа верховой езды.  Так что лошади в столице — не только для развлечения туристов.

Впечатление о Вене было бы неполным, если бы туристы не попробовали знаменитую венскую выпечку и  не  посетили хотя бы одно кафе. Как рассказал нам гид, ни в каком известном городе мира не встречается такого разнообразия булочек, крендельков, пирожных и хлеба на все вкусы: кислый и пресный, ржаной и пшеничный,  с добавками изюма, орехов, кориандра, яблок и тыквы,  в виде маленьких аккуратных буханок и батонов размером с валенок.  И всегда свежий. Вчерашний хлеб продается по цене вдвое более низкой. И, наверное, нигде в мире нет столько кофеен и ресторанов, как в Вене. Элегантные кафе, сумевшие соединить в себе домашний уют и утонченную изысканность, — неотъемлемая черта стиля жизни австрийцев и соблазнительная приманка для туристов.

Как составная часть венской культуры и истории, некоторые кафе имеют свою собственную историю,легенды и исторические анекдоты. Сейчас, как и раньше, кофейни являются местом встречи людей с различными интересами.  Посетители их читают газеты, что-то оживленно обсуждают или пишут, разговаривают или просто наслаждаются печеньем и  чашкой хорошего кофе.

Можно сказать, что история венских кофеен начинается с легенды. Когда в 17 веке турки атаковали Вену, доблестные венцы  героически отражали натиск врага, но силы были неравными, и положение окруженного города очень опасным. Вена нуждалась в помощи. Один из воинов, Георг Франц Кольшицкий был избран курьером, чтобы просить помощи. Кольшицкий, уроженец Армении, переводчик восточного торгового общества, смог пробраться через вражеский заслон. Помощь пришла вовремя. Вену освободили. Турки бежали. Поэтому как спасителю города, Кольшицкому предложили выбрать себе награду. Но он отказался от золота, оружия и других даров. Для себя  попросил лишь мешки с коричневыми кофейными зернами, которые оставили турки при бегстве из лагеря. Многие не знали, что с ними делать, но Кольшицкий знал о зернах кофе по своим поездкам в Турцию. Чуть позже он открыл одну из первых кофеен.  Кольшицкий обжаривал зеленые кофейные зёрна, размельчал их и заливал «кофе» горячей водой. Этот напиток он предлагал в своей кофейне, сначала с небольшим успехом — венцы охотнее пьют хорошее вино, а горький черный напиток им не пришелся по душе. Но Кольшицкий не пал духом, и тут ему на помощь пришел Случай: как-то сахар попал в напиток. И тогда Кольшицкий начал эскпериментировать, он процедил его, добавил туда сахара и несколько капель молока. Так был создан знаменитый венский кофе»Wiener Melange», который всегда стараются приобрести здесь туристы.

Людмила РАБЕЦКАЯ. Фото автора

(Продолжение будет)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *