Леонид Шофман Страницы ЖИЗНИ

Общество

(Окончание)

 

В ДВУХ ИПОСТАСЯХ

Приказом от 15 мая 1996 года по Аграрной академии наук пятым по счету директором назначен бывший наш зам по производству, бывший первый секретарь Червенского райкома, бывший начальник управления сельского хозяйства и т. д. Свой, местный человек, знакомый с нашим коллективом.

Проходит время, и ВАК утверждает докторскую диссертацию. Теперь я доктор наук — не пустой звук. В торжественной обстановке диплом вручает председатель Национального собрания республики. Присутствует телевидение. Верный своей непубличности, усаживаюсь таким образом, чтобы быть менее заметным. Потом знакомые говорили мне, что видели только мою спину и лысину. Остаюсь таким же, как всегда: не задираю нос, не цежу слова сквозь зубы в знак пренебрежения. Продолжаю заниматься прикладной наукой, тесно связанной с производством.

Однажды в поле новый директор в разговоре предлагает мне занять вакантную должность заместителя.  Обещаю подумать и через некоторое время даю согласие. Надеюсь: вот теперь-то мы усилим научную составляющую в деятельности станции, директор заинтересуется исследованиями в области кормления сельскохозяйственных животных, роль сотрудников повысится.

Действительно, первое время набираем молодых, перспективных сотрудников, закупаем несколько компьютеров — оживление заметное. На полях хорошие посевы, часто проводятся семинары. К нам приезжают перенимать опыт из Гродненской и Витебской опытных станций. Зарплата выплачивается вовремя — немаловажный фактор в то нестабильное время. Совмещаю две должности — зав. отделом и заместителя, без дополнительной оплаты. Впрягаюсь в лямку производственную — провожу наряды; приобретение средств защиты, удобрений — все на мне. В своем лице совмещаю должности заведующего опытным полем, завхоза, зама по производству. Не ропщу, тяну — благо сил и выносливости достаточно. И хотя меньше времени уделяю науке, но статус поддерживаю: издаю монографию, несколько брошюр — всего более 170 публикаций. Останавливаться нельзя, та же программа-минимум.

 

ВОССТАНОВИЛИ ПРЕРВАННУЮ СВЯЗЬ

В истории Минской сельскохозяйственной опытной станции можно отметить несколько периодов: становления, подъема, расцвета, упадка, выживания. Нужно было выстоять, сохранить рабочие места. И в первые годы работы нового руководства и вхождения в состав Аграрной академии наук это удавалось, несмотря на всеобщий кризис, который проявлялся в резком падении производства, галопирующей инфляции, снижении жизненного уровня граждан и научных работников в их числе.

Оригинальные семена, основной источник существования станции, не были востребованы производством. В научно-исследовательских институтах за неуплату отключали тепло, электричество и связь. Задерживали выплату зарплат и пенсий.

…В Аграрной академии руководство и производственный отдел очень четко и оперативно восстановили прерванную связь: наука — производству. Появились цель и стимулы, но все же мы не успевали за новыми веяниями времени. Активизировалась информационная деятельность станции, появились успехи в сфере селекции: были созданы 15 сортов кормового и овощного гороха (кандидат биологических наук М.И Мардилович), два сорта трав и два — редьки масличной (Л.И.Шофман). И все же поступления от научных разработок не превышали 10—12% от средств, получаемых от реализации семян.

Такой дисбаланс явно смещал акцент в сторону семеноводства, не требующего особых профессиональных агрономических знаний и соблюдения технологической дисциплины. Интерес и престиж научных исследований снижался. И все же в научном плане разрабатывался целый ряд направлений: селекция сельскохозяйственных культур, луговодство, агрохимия, полевое кормопроизводство и использование кормов.

 

ЖЕЛАНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Я не сразу сориентировался, с какого момента начался уход молодых, перспективных кадров. Основная причина: низкая зарплата и отсутствие жилья. Молодежь хотела всего и сразу: пробовали себя в торговле и достигали успехов, отдельные — на крупных птицефабриках, а те, кто пришел после аспирантуры и защитились, работая на станции, ушли в преподаватели (спокойнее и постоянные выходные дни). Можно ли осуждать их?

Часто за амбициозностью прячется отсутствие души. Наблюдал, с какой гордостью носят пиджак «от Версаче». Общество потребителей требует постоянной дани в виде модных тряпок, как будто это единственный путь в рай, нерушимый и вечный. Многие явления современной действительности еще не оценены и не осмыслены. Иным моим коллегам захотелось разбогатеть просто так, в один присест, не путем длительного профессионального роста, требующего постоянного совершенствования, а так, на халяву, прилагая как можно меньше усилий и стараний.

Учеными, как и специалистами других областей, не рождаются — ими становятся в процессе длительной учебы, постоянного тренинга, образа жизни.

 

МОГ БЫ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ

…Пройден 75-летний рубеж, отмеченный Почетной грамотой Национальной академии наук, грамотами Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики и Минского облисполкома. Как ученый, я довольно часто привлекался в качестве оппонента при защите кандидатских и докторских диссертаций почти во всех аграрных НИИ страны. В этом качестве многим дал «путевку в жизнь». Привлекался БелВАКом и в качестве «черного” эксперта, инкогнито, от мнения которого зависело — быть соискателю с ученой степенью или остаться без неё. Старался всесторонне рассмотреть диссертационную работу, найти в ней не только недостатки, но и достоинства, положительно охарактеризовать ее. При этом соискателей лично не знал. Бывал даже председателем Государственной комиссии на агрофаке Белорусской сельскохозяйственной академии. А вот членом ученого совета какого-нибудь института быть не довелось.

Впрочем, я всю жизнь был «невыездным». В советские времена по «пятому пункту», в более поздние — по возрастному цензу.  За годы заместительства лишь один раз выезжал за рубеж (о, ирония судьбы) в Россию на международную конференцию, а так все в пределах республики. После двух-трехдневных командировок узнавал, что мое отсутствие было ощутимым. И тогда возникало щемящее чувство: неужели в этом и было мое предназначение — оставаться заместителем, решать общие вопросы, с которыми успешно мог бы справиться любой, не обладающий высшей ученой степенью? Будь в моем научном распоряжении группа из двух-трех толковых научных сотрудников, значительно больше мог бы сделать для аграрной науки в области кормопроизводства. Досадно, что-все это уже не исправить…

Итак, я схожу с перевала… Еще имеются физические силы, но есть и смутное предчувствие, что дальше идти некуда. В каждом возрасте много прекрасного, не замечаемого в молодости. Жизненный опыт заставляет забыть все горькое, накопившееся в душе. В то же время приходит чувство незащищенности: будто сердце обнажено, как на ладони, и доступно всеобщему обозрению. Ну что ж… Оно радовалось, печалилось, скорбело… Все человеческое было. Остались лишь памятные зарубки.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Преодолев в начале этого месяца 75-летний жизненный рубеж, доктор сельскохозяйственных наук Леонид Исаакович Шофман оставил работу в Минской областной  сельскохозяйственной опытной станции. Теперь этой непростой судьбы трудолюбивый человек тяжело привыкает к тому, что у него появилось много свободного времени. Не надо утром спешить на работу, переживать о состоянии посевов, заниматься организацией производства… И лишь полученные к юбилейной дате искренние поздравления и благодарные слова согревают сердце. Как, например, это — от коллектива Института мелиорации:

“… Вы прошли большой и трудный путь, вписав яркую страницу в историю отечественного земледелия и кормопроизводства.

Более 40 лет Вы отдали Минской областной сельскохозяйственной опытной станции, где выросли в крупного ученого и организатора аграрной науки. В стабильности растениеводства и земледелия Минской области — Ваша большая заслуга и огромный вклад.

С особым удовлетворением мы отмечаем высокий уровень Ваших исследований в травосеянии и луговодстве. В этом направлении Вами сформулированы важные новые положения, реализация которых даст возможность повысить устойчивость кормопроизводства и на его основе — эффективность всего АПК.

Работники науки и производства знают и ценят Вас как человека редкого трудолюбия, высокой порядочности и доброты, готового всегда прийти на помощь.

Примите, дорогой Леонид Исаакович добрые пожелания здоровья, благополучия, новых успехов и удач.”

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *