“Служба дни и ночи” майора Будника

Актуальное Жители Червенщины Люди и судьбы

Как только поступает сообщение о преступлении, майор милиции Дмитрий Будник тут же начинает «прокручивать» в голове все возможные детали. Логическая цепочка начинает выстраиваться практически мгновенно.

А потом, как говорит сам старший оперуполномоченный отделения уголовного розыска, уже наитие ведёт по следу.

– И как, не подводит интуиция?

– В процентах семидесяти – нет. Как сразу думаю, предполагаю, так оно и получается. Это и неудивительно. С таким-то опытом! Четверть века Дмитрий Будник служит в Червенском РОВД.
– Начиналось всё в 1996 году, – вспоминает Дмитрий. – Тогда я поступил в Могилёвскую школу милиции (нынешний Могилёвский институт МВД Республики Беларусь). Два года отучился и в 1998 году по распределению приехал в отдел уголовного розыска. Службу с тех пор не менял: как пришёл сюда молодым лейтенантом, так и продолжаю работать.

– Почему милиция?

– Думаю, иначе не могло быть. Я рос в Червене. По улице ни одного дома, кроме нашего, не было, где бы не жили сотрудники правоохранительных органов. Вся округа милицейская… – улыбается Дмитрий Будник. – С детства у меня одна картинка перед глазами: машины с мигалками, охрана… Плюс ко всему родной брат моей бабушки служил в правоохранительных органах. После войны даже был начальником РОВД в Дзержинске. Да и мой друг детства, у которого папа был милиционером, всегда мечтал пойти по его стопам. Кстати, с этим другом мы вместе и поступали в школу милиции, учились вместе, вместе начинали в уголовном розыске. Потом он, правда, в ОБЭП перевёлся, в Минск уехал.

– А Вы остались… За такое продолжительное время службы не угас интерес?

– Что Вы! Интересно всегда. Особенно когда получается. Когда зацепки находишь. Это как книгу читать: если захватывающая, всё новые и новые сюжетные линии появляются, то уже не оторваться.

– Помните Ваше первое дело?

– Кража. 15-летний пацанёнок украл у соседской бабушки пару бутылок водки и вина. Сам жил через несколько домов, состоял на учёте в ИДН. Шебутной такой мальчишка. С того времени много разных дел интересных было.

– Какое показалось Вам наиболее сложным?

– Знаете, когда раскроешь дело, то всегда кажется, что не так уже и сложно было. Хотя порой, чтобы прийти к этому, нужно проделать много кропотливой работы, проявить усердие. Очень важно правильно вести беседу с подозреваемым. Как сделать так, чтобы он рассказал, куда, например, дел похищенное. Ведь ты можешь нутром чувствовать, что человек виновен, а зацепиться не за что.
– Психологом нужно быть, наверное…

– Это обязательно. Особенно аккуратно разговаривать и осторожно вести себя нужно с людьми, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Они чрезвычайно агрессивны, могут и нападать на сотрудников милиции. Через три часа человек уже кается, мол, пьяный был, не понимал ничего. Но в законе не указано, что пьяному можно всё. Сделал поступок – ответь. Я стараюсь
не провоцировать конфликты. Можешь одно только слово сказать не с той интонацией, и человеку покажется, что ты к нему оскорбительно обращаешься. Всегда надо контролировать ситуацию, чтоб не разросся конфликт. Как говорится, сапёрной лопаткой воевать против танка – не выход.

– Есть правонарушения, которые Вас удивляют?

– За столько лет практически ничему не удивляюсь. Хотя нет… Есть то, что приводит меня в недоумение. Это – беспечность, когда люди интернет-мошенникам передают свои личные данные или деньги. У меня, да и у всех правоохранителей, к таким гражданам одна просьба: не доверяйте! Даже если звонят из банка, то сотрудник банка никогда не попросит озвучить личную информацию по телефону. В соцсетях, случается, просят одолжить денег. Ни в коем случае!

– Фильмы о сыщиках и реальность схожи?

– (смеётся) Фильмы, связанные с розыском, люблю. С одной стороны, это что-то вроде сказки, буквально за час у них там экспертизы делаются. Иногда думаешь: нам бы такую лабораторию, мы б вообще беды не знали. Но с другой стороны, бывают такие моменты, которые пригождаются потом и в службе, например, различные уловки, как кого-то вывести на чистую воду, чтобы рассказал правду.

– А то, что в фильмах опера всегда так красиво гонятся за преступниками и, конечно же, догоняют?

– Это как раз из нашей жизни. У сотрудников уголовного розыска точно должна быть хорошая подготовка. Минимум, чтобы был подтянутым. Побежать за нарушителем и через пятьдесят метров остановиться, потому что дыхания не хватает, – так не пойдёт. Хотя бы километр должен бежать нормально.

– Вам приходилось преследовать преступника?

– А как же?! И не раз. Было дело – уходил от меня правонарушитель. Думал, видимо, раз он моложе, то убежит от меня. Отрыв у нас был метров десять. Скользко было – оба с ним поскользнулись, но не смог он уйти, успел я его ухватить.
Впрочем, если нужно, Дмитрий Будник сможет и отпор дать особо ретивым. Дважды в неделю червенские правоохранители – в спортивном зале с инструктором, который обучает приёмам.

– Дмитрий, в паре слов опишете свою работу?

– Как написал я в сочинении при поступлении в школу милиции – «Служба дни и ночи». Бывают такие ситуации: совершается преступление, ты пошёл по следу, какие-то зацепки есть, их нужно удержать. И выходные, не выходные – не имеет значения. Ведь если ты упустишь не то, что день, а даже несколько часов, то следы остынут, потом можешь их и не найти больше. Преступник же тоже, как говорится, не дремлет. Его задача – уйти от нас, избежать наказания, и он тоже будет для этого всё делать. Поэтому в уголовном розыске так: солнце скрылось за горизонтом – пошла работа у нас. Зато, когда доводишь дело до конца, возвращаешь, например, похищенное людям – такая гордость, радость, что ты помог. Я уверен: всё должно быть честно, без криминала. Если я увидел, что кто-то нарушает, не отвернусь в другую сторону. Нарушил – должен ответить. Это и по закону справедливости, и по закону юридическому. А наказание всегда найдёт. Сколько верёвочке не виться…

– Вы признаны лучшим работником  правоохранительных органов Червенского района за 2022 год. Какие чувства?

– У нас, на мой взгляд, много достойных ребят. Но то, что отметили, приятно. Значит, ценят. Значит, нужен. Значит, ещё поработаем!

Виктория КАХРАМАН



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *