Михаил и Нина Сомовы: полвека вместе, держась за руки

Аграрный сектор Актуальное Жители Червенщины Люди и судьбы

Когда мы договаривались на встречу, Михаил Сомов сразу сообщил: «Приезжайте в любое время! Мы – люди сельского хозяйства – не имеем привычки спать до обеда». Впрочем, от сельского хозяйства у Михаила Сергеевича ещё одно – умение руководить.

…Михаил Сомов – человек по жизни конкретный. Никакого тебе пафоса. И о своей профессии говорит просто: мечта была такая – на земле работать.

– Как в книгах, я вам сейчас расскажу. В моей деревне (а родом Михаил Сергеевич из Рогачёвского района Гомельской области – прим.) был агроном такой – вот до мозга костей агроном! В кирзовых сапогах, запыленной куртке и на мотоцикле. И вот я всё на него смотрел. Так же, как он, хотел работать с людьми, техникой, с полем. Уже после, когда я сам стал агрономом, мы с ним не раз встречались по работе и я говорил: «Ну что, Владимир Артёмович, я с тебя срисовал биографию».

Окончил Михаил Сомов Ленинградский сельхозинститут. Там же познакомился с будущей супругой.

– А как познакомились? – в ожидании романтической истории устраиваюсь поудобнее.

– Да на лестнице общежития, – смеётся. Как будто доволен, как ловко он спустил этих журналистов с небес на землю. Вот эта подкупающая простота – во всём.

Она училась на первом курсе, он – на втором. К завершению учёбы Михаил и Нина уже были женаты. И вот распределение. Выпускнику-агроному предлагают остаться в Ленинградской области, но на должности бригадира. «После института? Низковато», – решил для себя молодой специалист. Сложил чемодан, помахал супруге рукой и…отправился в Беларусь. А там уже и Нина Михайловна приехала. Было время, когда Михаил Сомов работал бригадиром в хозяйстве. Нужным он был там: перспективному специалисту и мотоцикл выделили, и на машине, куда нужно было, возили, – но…порядки местные ему не нравились.

– Там по закону работали. От восьми и до пяти. А в сельском хозяйстве так не выходит! В сельском хозяйстве на часы смотреть не получается. Работал я там, а сам на совхоз в своей деревне посматривал и завидовал. Я уже приезжаю с работы, на лавочке сижу, а у них комбайны – в поле, люди – в поле. О, – думаю, – вот так надо!

И судьба его будто услышала. Появилось в этом совхозе «1 Мая» место. Устроился туда работать Михаил Сомов. Там же через какое-то время стал главным агрономом.

– Хозяйство было крепкое. Руководитель – талант. Показатели – шикарные. К концу года всегда у нас хорошие доплаты были. Даже смог новенькие «Жигули» купить. Но – 1986 год, Чернобыль. И кто-то, как всегда ж найдётся такой умный, кинул клич: мол, водка нейтрализует радиацию. И как стали все механизаторы пить! Трудно ими стало управлять. А тут еще и свои страхи появились – за семью, у нас на тот момент уже было двое маленьких детей. Одним словом, приняли решение переезжать.

Переехали в Ляды Червенского района. Михаил Сомов вспоминает:

– Приехал я будто в другой мир. Ребята все трудовые, никто о пьянках здесь даже не помышлял. Все дружно работали. И коллектив понравился, и начальство. Хоть земли, конечно, были бедноваты по сравнению с рогачёвскими, но взялся за работу с энтузиазмом. Помощники у меня были просто отменные. Перенимал опыт здесь у всех! Повезло мне в том, что сводила меня жизнь здесь с людьми компетентными, грамотными, толковыми, с деловым разумным подходом.

16 лет проработал Михаил Сомов в хозяйстве в Лядах. Оттуда же и на пенсию вышел. Нина Михайловна устроилась секретарём сельисполкома, и тоже до пенсии проработала.

– Михаил Сергеевич, никогда не хотелось в город – сменить эти кирзовые боты и запыленную куртку на деловой костюм и начищенные до блеска ботинки?

– Было дело, – отвечает за супруга Нина Михайловна, улыбаясь. – Поехал в город, да ненадолго его хватило…

Михаил Сомов всё это время качает головой. Ответ очевиден: не смогут огни большого города затмить для него куда более яркое звёздное небо над деревней.

– Я мужа не видела, – рассказывает Нина Михайловна. – Ни одного выходного у него не было. Как пойдёт в пять утра, так затемно приезжает. Для него на первом месте, на втором и на третьем, – загибает пальцы Нина Сомова, – это была работа.

– А как?! – защищается Михаил Сергеевич. – Погода ж не ждёт! Если сухо, хорошо, комбайну самое время в поле. Ну как может позволить совесть сидеть на завалинке?..

Михаил Сергееевич и Нина Михайловна на пенсии уже много лет, но любовь к деревне и к земле никуда не делась.

– Нина Михайловна – с образованием агронома, которое ей так и не пригодилось – вот проявляет себя как агроном в огороде, – Михаил Сомов тот ещё шутник.

Но…так оно и есть. Хотя в семье Сомовых подкормка и защита растений, агротехника – на ответственности супруга, исполнение – сплошь дело рук супруги. Отдельный разговор – цветы. Которых, у них, как в той песне, – целое море. У Михаила Сергеевича – четыре больших куста плетистых роз, у Нины Михайловны – 25 кустов пионов и тюльпаны. Особая гордость – две туи, которые Сомовы посадили в честь рождения внучек.

…Вот так та лестница общежития стала совсем другой лестницей – жизни, по которой они – ступенька за ступенькой – более полувека идут вместе, держась за руки.

Виктория КАХРАМАН. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *