Завтра — День белорусской науки

Общество

Заместитель директора по научной работе Минской областной сельскохозяйственной опытной станции Национальной академии наук Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук Леонид  Шофман: «Наша научная деятельность направлена на развитие агропромышленного комплекса»

Работники РУП «Минская областная сельскохозяйственная опытная станция НАН Беларуси» в течение года отмечают два профессиональных праздника: «День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК» и «День белорусской науки». Первый праздник — основной, определяющий. Он завершает сельскохозяйственный год, подводит итоги сельскохозяйственной деятельности. Второй — связан с научными достижениями, востребованными производством и, особенно, аграрным отделением Национальной академии наук. Именно в этот праздник определяется научный потенциал организации, значимость научных разработок и эффективность их использования в сельском хозяйстве. Им же подчёркивается роль учёного в народном хозяйстве страны, в создании инновационных проектов и научного прогресса.

 

Наиболее значимое направление исследований, проводимых на опытной станции — это селекция зернобобовых культур и проса. Кандидат биологических наук М.И.Мардилович методом гибридизации создал «селекционный конвейер», позволяющий ежегодно передавать в государственное сортоиспытание 1-2 образца новых сортов этих культур. За последние 5 лет им создано 18 сортов, в том числе 15 — гороха и 3 — проса. По ним получено 5 патентов и 5 авторских свидетельств. Сортами опытной станции в Минской области засеяно 34,8 % площадей гороха и 52,6 % — проса; по республике, соответственно, 21,3-47 %.

По луговому кормопроизводству разрабатывается направление по максимальному использованию потенциала продуктивного долголетия лугопастбищных трав, созданию экологических систем самовозобновляющихся сенокосов и пастбищ. Доказано, что экономически целесообразнее ежегодно подкармливать луга минеральными удобрениями, чем вносить их по остаточному принципу, дожидаться их вырождения, а потом периодически перезалужать. За 19 лет пользования урожайность лугов в эксперименте составила 6,5-8 тонн сена, а окупаемость 1 кг удобрений — 11-16 кормовых единиц. Пора осознать, что луговые травы — тот же хлеб, что и зерно, который возвращается человеку в виде продуктов животноводства.

Разрабатываются и другие прикладные исследования, касающиеся интенсификации производства зерна, картофеля, кормов.

Естественно, что большой объём исследований проводится при активном участии заведующих отделами, научных сотрудников, технического персонала, механизаторов. Но всё же основная роль в планировании и проведении исследований принадлежит учёному.

Так что же это за профессия «учёный», «навуковец»? В принципе под этим термином понимается работник, имеющий определённую учёную степень, или претендующий на неё при завершении аспирантуры или соискательства.

Считается, что такой работник в состоянии сформулировать цели и задачи предполагаемого исследования, методически правильно поставить эксперимент и получить достоверные результаты. Предварительно он должен изучить литературу, в том числе и иностранную, для того чтобы знать всё или почти всё о наработках предшественников по интересующему учёного вопросу. Но и это ещё не всё. Поставив эксперимент, а в агрономии — это полевой опыт, необходимо: 1) извлечь из него максимальную информацию; 2) проанализировать экспериментальный материал; 3) синтезировать его; 4) установить математическую взаимосвязь наблюдаемых явлений и их достоверность; 5) создать модель-прогноз изучаемой разработки. Необходимо помнить, что плохо поставленные, методически не выдержанные и кое-как проверенные опыты не выясняют, а запутывают вопрос об эффективности изучаемого приёма, выдают желаемое за действительное и приводят к бесполезной затрате труда и средств.

Учёными, как и специалистами других отраслей, не рождаются — ими становятся в процессе длительной учёбы, постоянного тренинга, образа жизни. Но и добытые знания не делают человека умнее, несмотря на всю их ослепительную новизну. Мудрость и учёность отличаются между собой, как нравственность и знание статей уголовного кодекса. Нельзя по приказу назначить «в учёные», хотя учёную степень можно получить. Уровень профессионализма непосредственно влияет на результаты исследований. А уж если работник занимает должность руководителя подразделения (зав. отделом), требования к нему в научном плане многократно возрастают. Он должен иметь способность создать в коллективе атмосферу взаимной ответственности, уважения и доверия, при котором исполнители будут работать не по принуждению («я начальник — ты дурак», «ты начальник — я дурак»), а с верой в то, что выполняемая ими работа важнее и всегда найдёт поддержку у руководства. Вот тогда исполнитель не будет бояться брать на себя инициативу в постановке научной проблемы.

Чрезвычайно важной остаётся проблема ротации кадров, привлечения в прикладную аграрную науку молодёжи. Даже при условии достойной зарплаты, наличия комфортного жилья, исключающего бытовые неурядицы, важно, чтобы молодые специалисты имели желание посвятить себя научной деятельности. В свою очередь, руководство должно заботливо и чутко относиться к перспективному росту молодёжи, практиковать широкий обмен мнениями, общение со старшими коллегами, не зацикливаться на решениях сиюминутных задач, не требующих специальных научных знаний. При таких условиях молодёжь сможет заинтересоваться наукой, несмотря на девальвацию её престижа. Целенаправленная пропаганда общества потребителей, желание молодёжи иметь всё и сразу, ломает гражданственно неокрепшие души, изгоняет нравственные начала. Академик Д.Н. Лихачёв считал, что учёный имеет право «подыматься до широких обобщений только в зрелые и пожилые годы». Но кто хочет ожидать? Оптимальное научное сообщество формируется при наличии в коллективе учёных разных возрастов, при использовании установки: «если бы молодость знала, если бы старость могла».

В канун праздника белорусской науки хочется надеяться, что те основы, заложенные 40 лет назад при создании опытной станции, будут сохранены, умножены и развиты на современном научно-инновационном уровне.

Важнейшими направлениями научных исследований определены:

— селекция и семеноводство зернового, зернокормового и овощного гороха, проса;

— выращивание оригинальных семян районированных сортов зерновых, зернобобовых, крупяных и крестоцветных культур, картофеля, лугопастбищных трав;

— полевое и луговое кормопроизводство;

— оздоровление семян картофеля на основе биотехнологических методов;

— разработка рекомендаций по результатам научных исследований для сельскохозяйственных предприятий, их научное сопровождение.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *