Из дальних странствий возвратясь

Общество

Заметки из дорожного блокнота

(Продолжение)

ВЕНА.

Города — как люди. К кому-то испытываешь симпатию с первого взгляда, мимолетное очарование, легкий флирт, о котором потом долго с улыбкой вспоминаешь, и что не прочь при случае повторить. Но именно  «при случае». Ради таких мест вряд ли будешь целенаправленно возвращаться. А бывают другие города, в которые хочется возвращаться вновь и вновь. С каждым свиданием раскрывать для себя новые грани вроде бы давно уже знакомого места, влюбляться все сильнее и сильнее — и рано или поздно понять, что они стали частью твоей души, а ты взамен оставил там частичку своего сердца. Наконец, мечтать некоторое время пожить в этих городах. Нет, совсем не обязательно переселяться навсегда, тем более, что таких мест на Земле обычно бывает несколько и во всех одновременно не поселишься. Однако провести здесь хотя бы месяц-другой, выйдя из образа туриста, примерить на себя одежды местного жителя, а еще — насладиться великолепием памятников архитектуры, культуры, которых здесь великое множество. Поэтому одного дня, проведенного  в этом городе, бесконечно мало. Но все-таки с нашими неутомимыми  и очень активными гидами Юрием и Еленой нам удалось посмотреть и узнать многое. Кстати, эти образованные, корректные молодые люди являются магистрантами Карлова университета в Праге. На высоком профессиональном уровне они рассказывали не только о памятниках религии, но и об исторических событиях, светских памятниках архитектуры и культуры. А лично для меня особенно приятным было еще и то, что они оба на протяжении всей поездки разговаривали и проводили экскурсии на чистейшем белорусском языке. Благодаря им нам удалось в этот день увидеть самые главные исторические достопримечательности Вены. В основном, все они находятся в пределах венского бульварного кольца Рингштрассе или Ринг, как его обычно называют венцы. Эта улица появилась сравнительно недавно, в середине XIX века, на месте городской крепостной стены, защищавшей город в Средние века и сослужившей городу добрую службу. В частности, во время турецкой осады 1683 г. Однако время шло, совершенствовалось оружие, изменялись и приемы ведения боя. И уже в 1806 году стены так и не смогли защитить Вену от войск Наполеона. По приказу императора Франца Иосифа стену снесли, а на ее месте разбили кольцо живописных бульваров.  Из-за обилия парков, скверов, садов Рингштрассе с его архитектурными ансамблями разных стилей считается одной из красивейших улиц мира. На Ринг выходит величественный  Императорский дворец Хофбург. Это бывшая зимняя резиденция одной из наиболее могущественных монарших династий Европы, правителей Австрии  и Австрийской империи Габсбургов, которая по праву  называется жемчужиной Вены.

no images were found

Расширяясь и достраиваясь на протяжении шести веков, испытывая влияния различных архитектурных стилей, к 19-му веку Императорский Дворец, объединенный в огромный комплекс с несколькими замками, обрел свой сегодняшний вид (на снимке 1). К сожалению, мы из-за недостатка времени не не имели возможности попасть внутрь  замков,  в  палатах и залах которых, по рассказам наших гидов,  находятся разные правительственные учреждения, музей музыкальных инструментов, коллекция оружия правителей, спальня кайзера Франца Иосифа и  «Сокровищница Габсбургов», в которой хранятся экспонаты с тысячелетней историей,  шикарные императорские короны его династии, а также  святыня христианства — Священное копье, которым было пронзено тело распятого Иисуса Христа.

Не переставая восхищаться всем этим великолепием, мы неустанно щелкали фотоаппаратами, стараясь запечатлеть каждое мгновение, каждый уголок.

Вот перед нами величественно предстало здание Парламента (2).

История его интересна тем, что архитектор, проектировавший здание, долгие годы провел в Афинах. Это вдохновило  на  создание проекта в греческом стиле. А чтобы завершить композицию, он возвел перед зданием еще и фонтан со статуей Афины Паллады.

Необычное по архитектуре здание Ратуши с национальным флагом наверху находится здесь же на Ринге (3).  В нем расположена мэрия Вены. Площадь перед зданием всегда оживлена и собирает много народа. В рождественские праздники ее украшает огромная елка, летом она превращается в открытый театр, где проходят фестивали искусств, концерты. А когда мы посетили ее, здесь проходил сбор байкеров. Очень калоритное зрелище!  Нужно сказать, что к ним тут  относятся снисходительно, без раздражения. Наверное,  потому, что и сами байкеры  очень корректны и  учтивы с жителями города.

Пройдя несколько метров, уставшие и немного прибалдевшие от увиденного, мы в буквальном смысле  упали  на  ярко-зеленый  газон, на котором уютно разместилось множество  красиво подстриженных кустарников в виде геометрических фигур (кстати, здесь это делать разрешается, и на то, что туристы  располагаются на отдых прямо на земле, полиция не реагирует). “Напоминает Версаль!” — заметил кто-то из группы, уже побывавший в этом городе. Газоном  покрыта почти вся огромная площадь под названием Марии Терезии. На ней друг напротив друга стоят два дворца-близнеца (4). В недалеком прошлом  они использовались в представительских целях. Сейчас тут располагаются музей истории искусств и музей естественной истории. В центре площади — памятник императрице Марии Терезии в окружении советников, военачальников и ученых. Обращаясь к историческим фактам, о которых нам рассказали наши гиды, Мария Терезия даже официально не была главой государства. Императором считался ее супруг Франц I. Однако вся полнота власти фактически находилась в ее руках. Впрочем, Мария Терезия имела на это полное право, ибо была родной дочерью императора Карла VI, у которого не было сыновей-наследников. Поэтому престол пришлось формально передать мужу дочери, а фактически — самой дочери. Время ее правления вошло в историю многочисленными реформами, отменой пыток, введением обязательного общего образования и  развитием университетов.

И конечно же, самым главным украшением  Рингштрассе, как считают австрийцы, является Венская государственная опера — один из самых знаменитых театров мира (5).  Свыше 60 опер и балетных произведений за 285 дней в сезоне — такая ежегодная плотность представлений. Она — одно из самых старых зданий на Ринге. Его начали строить еще в 1861-м году. Однако с этим прекраснейшим зданием связана очень трагическая история. Оно возводилось по проекту архитекторов  Зиккарда фон Зиккардсбурга и Ван Дер Нюлля. Получившееся здание было подвергнуто настолько ядовитой критике, что Нюлль в 1868 году покончил с собой, а его друг и соавтор два месяца спустя скончался от инфаркта. Однако замечательная акустика, продуманная планировка здания и роскошные интерьеры восхитили зрителей, пришедших 25 мая 1869 года на оперу В.А.Моцарта «Дон Жуан» — первую постановку, представленную здесь. Очень скоро опера приобрела славу одной из лучших в Европе.  На ее сцене ставятся спектакли категории «А» (для оперных гурманов), «B» (для любителей музыки) и «C» (для любопытных). Забегая вперед скажу, что билеты на представления купить очень трудно. На отдельные спектакли их заказывают за год. Поэтому постоянные посетители и фанаты театра  покупают абонемент в Оперу на 150 лет, чтобы передать  его по наследству своим детям, внукам, правнукам. Правда, если очень захотеть насладиться волшебной музыкой Вены, услышать знаменитые голоса артистов можно прямо у входа в театр. Там на огромном экране показывают все, что происходит на сцене во время спектаклей и концертов.

А еще одна из особенностей Венской оперы — она имеет честь превращаться один раз в год в огромную танцевальную площадку, на которой проводится самый знаменитый бал Австрии. Феерия цветочных гирлянд, роскошных туалетов, сверкающих драгоценностей — высший свет Австрии

предстаёт во всём своём блеске. Забываются все высокие государственные и иные обязанности, и после вечно прекрасного полонеза, где белые туалеты дам оттеняют черные фраки  партнёров, когда звучит фраза, которую можно перевести примерно так: «Все танцуют вальс!», начинается праздник, длящийся до утра…

Но так как основная цель нашей  поездки была посещение  святых мест, мы, познакомившись с основными достопримечательностями Вены, направилась на Штефансплатц — площадь Святого Стефана со знаменитым собором, по имени которого она названа (6). Нет слов, чтобы описать все его величие и неповторимость! Это волнующий храм, национальный символ Вены и Австрии. Здесь каждый день проходят богослужения, а по большим праздником и торжественным  случаям звонит самый большой колокол Австрии “Пуммерин”. История храма уходит в глубину веков. Собор строился, перестраивался и реставрировался в течение многих столетий. У него две башни: северная и южная, которая является самым высоким шпилем всего города —136 метров. Власти Вены запрещали строить костелы выше, чем эта башня. На нее, рискнув преодолеть 343 ступеньки, можно подняться и осмотреть весь город с высоты птичьего полета, что я и сделала со своей подругой. Непередаваемые ощущения!..

Площадь возле собора всегда многолюдна.  Она привлекает не только своей красотой, но и “живыми статуями”, развлекающими публику и таким образом зарабатывающими деньги,  манящими витринами модных магазинов, фиакрами, на которых мы так и не решились покататься, а в вечернее время — завораживающей музыкой Штрауса, Моцарта и Вагнера в исполнении уличных музыкантов. Нам говорили, что, если бросишь в их копилки монеты, приедешь сюда вновь. Что многие из нас и сделали…

Попрощавшись с аристократической Веной, мы погрузились в автобус, чтобы продолжить свой путь. Делились  впечатлениями, рассматривали приобретенные на память сувениры, бросали последние взгляды через окно на ночной сверкающий огнями город (надо сказать, что венцы не экономят на иллюминации). Молодежь с увлечением обсуждала приобретенную здесь  известную во всем мире венскую обувь. Поинтересовавшись ее ценой, некоторые с удивлением отводили взгляд. Лично мое мнение — наши белорусские модели  выглядят намного интереснее и стоят гораздо дешевле…

Итак, впереди нас ждала солнечная Италия, путь к которой  пролегал через Альпы. Правда, всю их красоту мы увидели только на обратном пути из Рима, потому что  это был очередной ночной переезд. К обеду следующего дня ярким солнцем, не по-осеннему теплой погодой встретила  Италия. Нас поселили в пригороде Рима в небольшом поселке Фьюджи. Он очень напоминает наши курортные города Пятигорск или Кисловодск  с их  минеральными источниками. Совершая вечером ознакомительную прогулку по его тихим, узким, но таким уютным улочкам, мы то и дело встречали утонченных французов, чопорных немцев и австрийцев, веселых и шумных испанцев, вездесущих жителей восточных стран и даже наших соотечественников со своеобразными  кружечками  в руках. Все они направлялись к источнику у подножия горы за очередной порцией целебной  воды… Вечером нас ждал ужин в ресторане отеля, в меню которого входили паста (обыкновенные макароны с острым соусом), знаменитай сыр Моццарелла (в котором нет ничего особенного), бутылка сухого итальянского вина (очень похожего на грузинское “Ркацителли”), фрукты,  итальянская ветчина, нарезанная прозрачными дольками, и кофе, который они предлагали нам в неограниченном количестве каждый день.

… Утром автобус уже мчал нас по направлению к Риму. Первое знакомство с Италией началось с Ватикана.

ВАТИКАН

Одним из ярких впечатлений этого дня осталась  дорога к нему.  В ней не было ничего особенного, просто она тянулась  вдоль набережной Тибра в тени многовековых платанов, хранящих следы многих поколений римлян,  через мост, который прославил великий Данте. Когда-то  в далеком 135 году он был единственным каменным мостом через Тибр. Все пилигримы  шли через него.  Однажды проходил по нему и Данте вместе с многочисленой толпой пилигримов, которые нескончаемым потоком направлялись в Ватикан. Мост был небольшой, без ограждений. Люди спешили, толкались. Кто-то спотыкался и падал в реку. Данте настолько впечатлился увиденным, что решил именно так изобразить ад в своей знаменитой “Божественной комедии”.   Представляя все эти картины из прошлого,  эта дорога  впечатлила и меня. А еще потому, что  вела  к главной святыне мира…

И вот  мы в Ватикане. Сложно было понять, где граница Рима и Ватикана, но в тот момент это казалось совсем неважным…  Ранее утро, солнце только проснулось, чтобы залить своими лучами итальянскую столицу и крошечное зернышко в ней по имени Ватикан, самое маленькое независимое государство, территория которого оставляет 40 гектаров! Какое другое государство может закрывать на ночь ворота, как это делает ватиканская стража?  Какое другое государство можно пересечь медленным шагом всего за час?   Казалось, что в тот день мы были первыми туристами в нем.. Нам повезло увидеть пустую еще площадь перед Собором Святого Петра.  Потому что через пару часов даже в будни нескончаемая очередь туристов выстраивается перед ним на площади, которая  еще со времен Средневековья собирала бесчисленные толпы. Красивым овалом раскинулась она перед этим величественным собором. Давным-давно здесь стоял римский цирк, где в период правления императора Нерона  принял смерть апостол Петр. Он был распят вниз головой, уговорив палачей поступить с ним так, чтобы не уподобить свою казнь казни Христа. Похоронили Петра в расположенной неподалеку пещере. Прошло три века, и другой римский император, Константин, распорядился построить здесь церковь. А еще через 12 столетий был воздвигнут нынешний собор — главный храм католического мира, способный вместить до 100 тысяч человек.

Когда туристы переступают белую полосу на площади перед ним, они пересекают границу этого государства. Дежурная шутка гидов: «А у вас есть виза в Ватикан?» — неизменно поднимает настроение. Государство огорожено стеной, возведенной еще в IX веке. Для посетителей открыты два «пограничных перехода» — с площади и через Ватиканские музеи. Остальные входы бдительно охраняют самая современная электроника и живописные швейцарские гвардейцы, одетые в полосатую желто-сине-красную форму, выполненную еще по эскизам Микеланджело. С первого взгляда кажется, что это игрушечные солдатики. Практически каждый турист норовит сфотографироваться с гвардейцами. Уж очень колоритно они выглядят!

В Ватикане, также как и в любом  государстве, есть своя почта, телефон, министерства, разведка и все остальные структуры.  Сегодня в нем постоянно проживает 820 человек. Работающих здесь около 3000 итальянцев. Они живут за пределами города. 1300  из них — светские люди.  Граждане Ватикана  либо постоянно живут и работают в городе, либо находятся за границей с дипломатической миссией по делам католической церкви. Гражданство  не наследуется и не может быть приобретено при рождении в городе. Оно может быть получено только на основе служения Святому Престолу и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане. Только один человек не может прервать связь до самой смерти: это сам папа. У него паспорт с номером один (вероятно, он никогда его не вынимает), он абсолютный правитель в городе Ватикане и единовластный авторитет католической церкви. В Ватикане и католической иерархии его мнение непререкаемо. Папы обладают абсолютной законодательной, исполнительской и юридической властью, как в Ватикане, так и над церковью в целом. Управление Ватиканом, как государством, осуществляется понтификатом, состоящим из семи кардиналов и официальных мирских представителей, ведущих все административные дела города-государства.

Интересна и сама процедура избрания папы, о  которой нам очень подробно рассказывал наш гид   Юрий.  Папство — единственный в мире монархический строй, где глава выбирается. Святейшая коллегия кардиналов, наивысший титулованный орган, состоящий из 120 епископов и архиепископов, назначенных самим папой, отвечают за выборы, собирая конклав со всего мира, как только смерть правящего папы позвонит в похоронный колокол во дворце Ватикана. Выбирающие нового правителя запираются в Сикстинской капелле — главной сокровищнице музеев Ватикана. Конклав не покидает ее до тех пор, пока выборы не будут завершены. Наблюдатели дожидаются, появится ли дым над трубой капеллы: черный дым обозначает безрезультатные выборы, клубы белого дыма определяют победителя. Уполномоченный кардинал объявляет верующим: «Зрите папу», и он появляется в мантии, предназначенной для этого случая на центральном балконе собора Святого Петра,  Многие архитекторы принимали участие в разработке проектов и перестроек собора, среди которых самыми выдающимися были Микеланджело, Рафаэль и Бернини. Микеланджело  спроектировал купол церкви  Святого Петра, идею которого взял с римского Пантеона. В сам собор ведет несколько дверей, каждая из которых имеет собственное название: Дверь Смерти, Дверь Добра и Зла, Дверь Филерете, Дверь Таинств и Святая Дверь. Каждая из них открывается только в определенный период времени и имеет свое предназначение. А одна — Святая —  открывается лишь раз в 40 лет.

Туристы и паломники со всего мира посещают собор не не только по религиозным мотивам, но и для того, чтобы полюбоваться его огромными художественными богатствами. В нем множество священных реликвий. Самая трогательная из них  — знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета» — грусть Марии над телом распятого сына. Но наряду с печалью в улыбке матери сквозит и некая радость, гордость своим сыном, который отныне станет властителем  человечества. В 1970 году неуравновешенный  турист совершил акт вандализма в отношении скульптуры. С тех пор  ее держат за пуленепробиваемым стеклом.

Чуть дальше, возле колонн, окружающих главный алтарь, — темное бронзовое изваяние апостола Петра, сидящего на папском престоле с ключами от рая в руках. Говорят, загадав желание и прикоснувшись к ногам статуи, нужно попросить святого о его исполнении. Нескончаемая людская очередь и полностью стертые пальцы на правой ступне — убедительное доказательство надежности такого способа. У подножия другой колонны — лестница, ведущая вниз, в усыпальницу апостола Петра.

В соборе, в различных его частях также множество папских гробниц. Каждое надгробье представляет собой художественную ценность и о каждом рассказывают легенды. Желающие могут подняться на галерею, проходящую под куполом собора, чтобы с высоты увидеть весь комплекс ватиканских дворцов и Рим за Тибром. Вот он, крошечный Ватикан, весь внизу как на ладони!

Слева находится  личная резиденция папы. Увидеть и услышать сегодняшнего наследника апостола Петра может любой желающий. Каждое воскресенье в 12 часов из окна на верхнем этаже своего рабочего кабинета он благословляет собравшихся на площади верующих. Пройдя сквозь колоннаду, — вход в знаменитые музеи Ватикана, накопившие за века своего существования несметные художественные и исторические богатства, одно из которых Сикстинская капелла. Это единственное место, где запрещено фотографировать и даже разговаривать. Общение с прекрасным не терпит суеты и нуждается в полной тишине. Правда, иногда  кое-кому все-таки удается  сделать несколько кадров.  Она настолько поражает своим величием и великолепием, что после посещения ее уже невозможно смотреть больше ни на одно произведение изобразительного искусства.  Над ней работали в течение нескольких лет известные художники. Так, потолок и одну из стен расписывал Микеланджело, остальные стены  — Ботичелли, Перуджино, Гирландайо и  Рафаэль.

Центральный образ Сикстинской капеллы — второе пришествие Исуса Христа. Во время написания этой сцены на Микеланджело ополчились все кардиналы и духовные особы, приближенные к папе. Дело в том, что всех библейских персонажей художник писал обнаженными. Это не нравилось духовенству.  Они жаловались папе и требовали, чтобы тот запретил ему это делать. Но папа, зная  непростой и своенравный характер художника, и  преклоняясь перед его талантом, не обращал на это внимания. Но нападки на художника продолжались.  А один из них настолько надоел своим “жужжанием” Микеланджело, что тот решил ему отомстить. Рисуя  второе пришествие Христа в самой нижней сцене, там, где находится ад,  он пишет грешника с лицом этого так надоевшего ему кардинала. Кардинал был разъярен. Он пришел к папе и потребовал, чтобы он повлиял на своенравного художника и тот убрал его изображение из картины. Но папа ему ответил так: “Если бы он тебя поместил в чистилище, я бы еще мог что-нибудь сделать, но ведь он посадил тебя в ад, а здесь я беспомощен…”

Свою легенду, многовековую историю и  божественное начало имеет здесь каждый уголок, каждая реликвия, прикоснувшись к которым чувствуешь очищение в своих мыслях, душе, сердце. Стоит ли спорить, что это маленькое государство управляет душой лучше, чем все мировые политики.

Поставила свечи за родных и близких, купила освященные обереги, чтобы принести частичку святого города тем, кто дорог…

А на следующий день у нас было свидание с Римом — неизменно молодым Вечным городом.

(Продолжение будет) Людмила РАБЕЦКАЯ. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *