С Натальевского водоёма пропали лебеди

Общество

В августе-сентября с Натальевского водоема пропали два молодых лебедя с ещё серым оперением. Об этом в редакцию «Раённага весніка» сообщил местный житель: он ежедневно наблюдал за лебединым семейством, и когда выводок начал редеть, забил тревогу.

Лебеди водоем у Натальевска облюбовали давно. В этом году пара высидела шестерых птенцов. Треть выводка на данный момент бесследно исчезла. Местные жители называют разные версии исчезновения птенцов. Предполагают, что один из молодых лебедей стал ужином для бездомного. Семейство на Натальевском водоёме, к слову, уже привыкло к людям и подпускает к себе человека достаточно близко.
Пропажу второго птенца связывают с горькой, но случайностью: якобы он попал на удочку местному рыбаку и его шею опутала леска. Хозяин рыболовной снасти бросился на помощь: нить перерезал, но попытка снять птицу с крючка оказалась безуспешной.
Версии ходят на уровне слухов, отыскать им подтверждение затруднительно. Как бы то ни было, птенцы на крыло не стали, и человеческий фактор их исчезновения более чем вероятен. Тем более, у многих жив в памяти случай, когда на Хвоенщине подвыпивший мужчина устроил лебединую охоту. Виновный тогда понёс наказание.
— Лебеди в соответствии с Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты не относятся к перечню животных, на которых можно охотиться в Республике Беларусь, — отметил в разговоре с «РВ» заместитель начальника Березинской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Вадим КАЛЕНКОВИЧ. — Обращаем внимание охотников на то, что даже непреднамеренная добыча дикого животного, не входящего в перечень охотничьих видов, влечёт административную (ч. 1 ст. 15.37 КоАП Беларуси) или уголовную (ст. 282 УК) ответственность. Кроме того, нарушитель обязан будет возместить причиненный окружающей среде вред. В случае незаконной добычи лебедя-шипуна вред, причинённый окружающей среде, составляет 30 базовых величин.
Ни в милицию, ни в районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды свидетели нынешней пропажи двух лебедей не обращались. Если таковые и имеются, вся надежда на их небезразличие.
Тревогу местных жителей вызывает и то, что молодые лебеди не станут на крыло до того, как ударят морозы, и на гибель будет обречено всё семейство. Птенцу нужно четыре месяца, чтобы научиться летать. Натальевскому молодняку уже четвёртый месяц, но на крыло он так и не стал.
Как сообщили в районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, если в переселении птиц возникнет необходимость, вопрос будет решаться совместно с общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны».
— Диких птиц изымать из их естественной среды не рекомендуется за исключением больных или травмированных особей, — отмечает начальник инспекции Валентин ПУЗАНКОВ. — В Беларуси на зимовку остаются порядка 1500 лебедей. Вместо дальнего перелёта они предпочитают найти незамерзающий водный объект поближе к местам своего гнездования. Если еды не хватает, здоровая птица меняет водоём самостоятельно.
На сайте организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» водоплавающим птицам, зимующим в естественных условиях, посвящена не одна статья. Орнитологи сходятся во мнении, что искусственная подкорма оказывает птицам «медвежью» услугу: у них не только исчезает мотивация искать пропитание самостоятельно, но и формируется доверие к людям, чем могут воспользоваться злоумышленники.
Поэтому кормить лебедей следует только в экстремальных условиях зимы, когда столбики термометров пересекут отметку в минус 15 градусов. В таких случаях им можно давать проросшие злаки ячменя, овса, пшеницы, сырые и вареные овощи. Хотя орнитологи и эту подкормку считают неестественной, не говоря уже о чёрном или белом хлебе. И предостерегают: лебедь — птица сильная, и взмахом крыла способна серьёзно травмировать человека.
У лебединого семейства на Натальевском водоёме есть свой источник пропитания: оно съедает подкормку, предназначенную для рыб. Поэтому любители рыбалки не очень-то и рады такому соседству. Но куда большее беспокойство у них вызывает другое обстоятельство: искусственный пруд из проточного со временем превращается в болотистый. Вода из-за низкого уровня практически не поступает в шлюз, ведущий к водоёму. Для естественной очистки воды от зарастания в начале лета туда выпустили полтонны белого амура. До 15 августа его добыча была под запретом. После открытия сезона охоты на белого амура местные шутят: рыбаков стало больше, чем рыбы в озере. Чтобы освободить берег от машин, у водоёма выкопали траншею. Но и это не помогло: ее частично засыпали.
— Я противник ловли белого амура, — делится своим мнением один из рыбаков, расположившийся на берегу водоёма. — Такими темпами уже весной нечего будет ловить, и ситуация с зарастанием воды в следующем году повторится. Не сегодняшним днём надо жить, а думать о будущем.

Исконный обитатель наших водоемов, лебедь-шипун был полностью истреблен к началу XIX столетия и до 80-х годов прошлого века практически отсутствовал в нашей фауне. Вторичное заселение территории Беларуси лебедем происходило из соседних регионов — Литвы и Польши. Ныне он гнездится по всей территории республики.

Для справки
За состоянием водоёма и его обитателей следит территориальное отделение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Общественная организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» работает в тесном контакте с природоохранными структурами, осуществляет регулярный мониторинг водоемов и учёты зимующих птиц. В критических либо неясных ситуациях сотрудники организации выезжают на место, чтобы оказать практическую помощь.

Снежана КОВГОРЕНЯ. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *