Личное дело стереотипам вопреки

Люди и судьбы

Пройти по жизни своей дорогой, чтобы уважали люди и было что вспомнить — к этому, собственно говоря, стремится каждый. Но что конкретно мы при этом выбираем и как осуществляем свои планы, мечты и жизненные предпочтения — зависит от характера. Кто-то смотрит «как у других»: все поехали в город, и я за ними; друзья потянулись на заработки — пора и мне. Модно брать кредиты — обвешаюсь ими. Все на иномарках — пора и себе прикупить причину тревог и затрат. И так далее. А кто-то идёт

не такой дорогой, как все: отмечает свадьбу в велосипедном походе, разводит страусов и тушканчиков вместо кур и поросят, плавает зимой в проруби или, будучи бравым лейтенантом, вдруг устраивается на должность смотрителя парка. Судьба Николая НИКИТИНА из деревни Красный Дар сложилась по другому принципу…

Несоответствие стереотипам в его жизни началось с женитьбы: познакомившись с сельской девушкой Марией, червенский парень Колька не стал перетягивать молодую жену к себе в город; не подался и в столицу пополнять семейные общежития заводских окраин, а сам уехал к ней в деревню. Это был 79-й год: в кино люди смотрят «Экипаж», «Москва слезам не верит», «Гараж», «Осенний марафон» и «Приключения Электроника»; нет матери, которая бы не волновалась за своего сына-призывника, потому что СССР вводит войска в Афганистан; общесоюзное радио не даёт забыть, что неспокойно в Никарагуа; Китай принимает закон «одного ребёнка»: больше им уже не надо. А наш Николай НИКИТИН в это время идёт работать в животноводство — пасёт «на болоте» телят: зимуют на ферме, а по весне переходят на сочную траву в низине под лесом. Живут с женой-дояркой дружно, стараются как можно больше времени быть вместе, Коля, когда получается, всегда помогает ей на ферме. Счастливы вместе, и никакого стереотипного стремления в город им не надо!..

В следующий раз они нарушили общепринятые установки, когда на свет появилась их красавица-доча, Риточка. Считается, что сельские семьи чаще всего многодетные. У Никитиных было по-другому: Ритуша росла единоличной любимицей и пестой. Так и осталась единственным ребёнком, а когда выросла, в свою очередь, тоже решила не быть похожей на своих родителей, «дала жару»: у неё четыре сына! Замечательные парни, помощники, шалуны и самые лучшие друзья Кирилл, Артём, Матвей и Фёдор часто гостят у бабушки с дедушкой в Красном Даре. Старшему скоро шестнадцать. Как раз-таки его рождение и послужило поводом сделать Николаю НИКИТИНУ в своей жизни ещё один нестандартный шаг…

Пошёл доить. Реально, пошёл доить коров на ферму, вместе с женой. Хотел заработать, помочь дочке, которая в это время сидела с малым в декретном. Работа дояра была Николаю не в новинку, потому что уже давно помогал жене. Всё знал, что да как. Поэтому в рабочую колею вошёл сразу. В то время дойка была не как теперь — утром и вечером, а трёхразовая. Ох, и поездили Никитины на своём конике туда-сюда по деревне от дома к ферме и обратно!.. В 4 утра подъём, пока справишься да домой попадёшь — уже на следующую дойку пора! Хорошо хоть, дом от фермы недалеко. А конь за эти годы с закрытыми глазами дорогу найдёт! Когда Николай начал свою «молочную карьеру», доили уже аппаратами, хотя руками подоить для него не проблема. А вот жена помнит ещё, как доили вручную. Правда, тогда она была маленькая и сама не работала, а помогала доярке-маме. Да и без ручной дойки даже сейчас нагрузки для доярки на ферме «Краснодарская» хватает: прийти в пять утра, навязать 48 коров, раздать им муку, подготовить к дойке — в 6 молоко уже бежит по трубам. После утренней дойки поят теляток, расчищают и подметают кормовые проходы, получают и разгружают муку… Вечером примерно та же последовательность, кроме пары позиций с мукой. Дома в девять, иногда в полдесятого. Летом это время, когда солнце клонится к лесу (или что конкретно у вас есть за окном, уважаемый читатель). Зимой это когда уже часа четыре, как стемнело.

Вот и подумаем давайте вместе: разве такая уж чисто женская работа — доить? Нелёгкая, это уж точно. Отчего же так выходит по жизни уже не одно столетие, что всегда доярками работают в большинстве своём женщины? Николай НИКИТИН, рассуждая над этим вопросом, говорит: «Так, видно, повелось… У мужчин на селе было много другой работы, которую делать только они могли: пахать, например. Женщина ведь за плугом не пойдёт… Ну, и потом ещё — женское сердце всё-таки как-то добрее, чувствительнее к животному. Ласковее. Может, поэтому?..»

Может, поэтому. Николай не старался показаться очень уж ласковым, не расписывал, что он целует своих бурёнок в морды, или ещё чего-то в этом роде. «Животные все с характерами разными, как и люди. У каждой свой норов. Кого-то лаской легче уговорить, а кому-то строгость нужна, по-другому не понимает..» У коров на фермах сейчас нет имён, только номера, но каждая доярка всё равно называет своих подопечных, какая на что горазда. Если, например, слышите на ферме имена «Роза», «Джина» и «Жади» — значит, доярки здесь любят сериалы. «Ромашка», «Милка» и «Рябинка» говорят, что их доярка — человек «старой закалки», со светлой ностальгией по прошлому. На краснодарской ферме, как выражается Мария «простушек нет»! Имена у коров оригинальные, просто «крутяшки», а не коровы: Герда, Нюша, Земфира, Бобби, Гита, Зита, Алиса, Рада, Багира и так далее в том же духе. Придуманные женой клички Николай НИКИТИН запоминает плохо, как он сам говорит — «не очень». «Но «в лицо» знаю каждую, с первого взгляда отличаю: моя корова!..» Ах, мужчины, в этом — все вы: не запоминаете даже имён!.. Кстати, у Никитиных до недавнего времени была и своя корова, а потом, как говорят в деревне, «сбыли»: как дочка с детьми уехала, так молоко некому стало особо и пить. Однако и без коровы хватает хозяйства: конь, свиньи, куры, огород, картошка. «Как у всех!» — замечает Никитин. За дедушкиным разговором хитренькими любопытными глазами внимательно наблюдает внучок, Матвей, а по-простому — Матюха. «Коров боишься?» — спрашиваю. Расплывается в застенчивой улыбке: «Неее-а!.. Особенно телят люблю, они руки лижут!..» Бодро семенит Матюха за дедом через поле, чтобы сфотографироваться вместе с пасущимися на травке бурёнками. Солнце клонится к закату, скоро они двинутся с пашни на ферму. Туда же неспешным шагом, о чём-то рассудительно разговаривая, шагают дед и внучек. Дед проведёт ещё один трудовой день на своей необычной для мужчины работе. А Матюха осенью пойдёт в первый класс. Каким будет его жизнь, что он выберет и чем будет увлекаться — будет видно. Дед Коля научит тому, что знает сам: если выбираешь не то, что все — ничего. Это твоё личное дело.

Наталья КОРОЛЬКЕВИЧ. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *