Святые угодники — друзья Божии

Духовность

В Библии Иисус Христос указал на главную цель человеческой жизни: «Ищите прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6, 33). А в другом месте Он уточнил: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17,21). Оказывается, для того, чтобы стать наследником Царства Небесного, нужно уже в земной жизни приобщиться ему. Как это возможно? В Своей прощальной беседе с учениками Иисус сказал им: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). Таким образом, когда человек соединяется с Богом, то он еще в этой земной жизни соприкасается с Царством Божиим. Поэтому в Церкви есть такое понятие, как «обожение», то есть соединение с Богом, когда человек и Бог становятся единым целым. Это и есть высшая цель, к которой должен стремиться человек. Иначе говоря, обожение — это святость.

Каждый человек, верующий во Христа, в меру своих духовных сил старается достичь этой цели. Однако в Церкви всегда были и есть люди, которым удалось в высшей степени приблизиться к Богу и достигнуть духовного совершенства. Этих людей Церковь называет святыми. Святость достигается людьми только через глубокую веру, покаяние, смирение,  любовь к Богу и освящение Духом Святым. Святость ещё называется богоуподоблением. Праведники, очистив свое сердце от греха и страстей, с уверенностью могут сказать: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20).

В Христианской Церкви широко распространено почитание и прославление святых. На чём оно основано и как оно согласуется с Библией?

Почитание праведников и воздаяние им чести неоднократно встречалось и в Ветхом Завете. «Узнал Саул, что это Самуил, и пал лицом на землю и поклонился» (1 Цар. 28,14). «И увидели его (пророка Елисея — примеч.) сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар. 2,15).

В Новом Завете Иисус Христос называет Своих учеников Своими друзьями (Ин. 15,14) и, обращаясь к Богу-Отцу, говорит: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17,22). Поэтому, нет ничего удивительного в том, что люди высказывали глубокое почтение и благоговейное отношение к ученикам Христовым: «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его» (Деян. 10,25).

Чем больше человек приближается к Богу, тем ближе он становится к людям. Поэтому во все времена праведники молились за других (и Бог слышал их молитвы), оказывали всяческую помощь людям (и Бог наделял чудотворной силой Своих избранников). «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Быт. 20,17). «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11-12). Таким образом, мы видим, что чудотворную силу, с помощью которой праведники творили чудеса, они получали только от Бога. Сам Иисус сказал: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12).

Уже во время земной жизни люди, очистившиеся от греха и достигшие святости, побеждали физические законы пространства и времени. В Ветхом Завете имеется рассказ, как Ангел Господень взял пророка Аввакума, жившего в Палестине, и в одно мгновение времени поставил его в Вавилоне (находящемся на расстоянии в тысячи километров), чтобы тот покормил обедом пророка Даниила, сидящего во рву львином (Дан. 14, 33-39). А в Новом Завете Филипп, который окрестил евнуха царицы Ефиопской (следовавшего по дороге из Иерусалима в Газу), сразу же после совершения им крещения был восхищен Ангелом Божиим и в один миг оказался в Азоте (совершенно другом городе, на расстоянии многих километров от места совершения крещения) (Деян. 8, 26-40). В дальнейшей истории Христианской Церкви неоднократно описывались подобные случаи, происшедшие уже с другими людьми, святыми, друзьями Божиими. Святитель Николай, например, ещё при жизни явился людям в открытом море, когда те попали в сильный шторм, тонули и призывали его на помощь. Взяв руль в свои руки, он направил корабль сквозь бушующие волны к берегу, и все спаслись. (Хотя сам святитель Николай изначально не присутствовал на том корабле!).

Согласно учению Православной Церкви, Церковь Христова включает в себя небо и землю. К ней принадлежат не только христиане, живущие на земле, но и отошедшие уже в иной мир. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19). Между живущими на земле христианами и находящимися на небе праведниками существует общение. Оно состоит в том, что святые молятся Богу за членов Церкви земной и по воле Божией благотворно действуют на них, а живые христиане в своих молитвах призывают угодников Христовых на помощь и почитают их (т. е. относятся к ним с глубоким благоговением и уважением). Почему это возможно? Господь Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы принять на Себя грехи всего мира и Своею смертью их уничтожить, а через это исцелить человеческую природу от греховности и открыть людям вход в Царствие Небесное. Поэтому настоящая святость стала возможной лишь во Христе, когда через соединение с Ним в молитве и таинствах Церкви, душа человеческая становится на путь преображения  и освящения. Христос победил смерть. Поэтому все, кто в этой жизни принадлежали Христу, имеют жизнь вечную.  Как сказал ап. Павел: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 8). Выше уже были приведены слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14, 12). Как Христос во время Своей земной жизни творил чудеса и помогал людям, точно такую же власть Он дал Своим ученикам. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 16-18). Иисус Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все праведники, достигшие святости, находятся вместе с Ним. Как Христос помогает всем, живущим на земле и обращающимся к Нему за помощью, так и святые, будучи связаны нитями любви со своими собратьями, не разрывают их, даже переходя в вечность. Наоборот, не будучи ограниченными никакими земными законами, они с ещё большими возможностями могут оказывать помощь людям, как они делали это при жизни. Не случайно перед своей смертью преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда меня не станет, ходите, матушка, ко мне на гробик; … Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет! Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!» Эти слова преп. Серафима перекликаются с Библией, где также сказано: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

 

Почитание святых в Православии создаёт атмосферу духовной семьи, исполненной глубокой любви. Молясь святым, мы, в сущности, молимся Христу. Потому что осознание того, что святые молятся с нами и за нас Господу, и побуждает нас обращаться к ним с просьбами об их молитве и помощи. Вся же честь, воздаваемая святым, относится всецело к Богу, с помощью Которого они и достигли святости.

По благословению настоятеля прихода Святителя Николая

Чудотворца г. Червеня — протоиерея Александра Лазовского —

подготовила Валентина Усенко.

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *