СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Официально

Весной будущего года должны состояться выборы в местные Советы депутатов. Они будут проходить в рамках обновленного Избирательного кодекса Республики Беларусь. 15 ноября этого года Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобрил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов». Прокомментировать данный Закон мы попросили председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству Мороз Лилию Францевну.

— Лилия Францевна, чем было вызвано изменение порядка выборов?

— Действующий Избирательный кодекс был принят в 2000 году. По  его правилам в нашей стране были проведены четыре парламентские избирательные кампании и один республиканский референдум, трижды проходили выборы Главы государства и депутатов местных Советов депутатов. Это свидетельствует о том, что в целом выработан достаточно эффективный правовой механизм организации проведения выборов и референдумов. Однако жизнь динамично развивается. Ни один нормативный правовой акт не может быть неизменным. Он должен соответствовать реалиям жизни. Предложенные в Законе новации направлены на совершенствование норм Избирательного кодекса с учетом практики его применения, а также на максимальную реализацию избирательных прав граждан.

— Скажите, что нового в Законе ждет наших избирателей?

Законом предусмотрено, что кандидату не будут выделяться средства из республиканского бюджета на изготовление предвыборных материалов. Эти средства будут направлены на изготовление избирательными комиссиями информационных материалов о кандидатах, которые будут предоставляться каждому избирателю вместе с уведомлением о дате и времени голосования.

Избирательный кодекс дополнен положением, обеспечивающим повышение уровня информированности избирателей о кандидатах. Так, лица, выдвинутые кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, должны будут указывать в биографических данных сведения о ранее имевшихся судимостях, а избирательные комиссии — сообщать об этом избирателям в информационных материалах. Кроме того, кандидаты обязаны в декларации о доходах и имуществе указывать источник существования в случае отсутствия какого-либо источника доходов. Если нет доходов, то укажи, за счет кого или чего ты живешь.

А если кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты пожелает за счет личных средств изготовить агитационные печатные материалы (плакаты, листовки и др.). Возможно ли это?

— Возможно, но только за счет средств собственных избирательных фондов. Кандидатам в Президенты Республики Беларусь увеличен предельный размер личных финансовых фондов в три раза — с 3 000 до 9000 базовых величин (одна базовая величина в настоящее время составляет 130 тысяч белорусских рублей). При этом формировать его можно будет не только после регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь, но и с момента регистрации его инициативной группы.

Введены также избирательные фонды для кандидатов в депутаты местных Советов, чего ранее не было. Для кандидата в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов — до 30 базовых величин, а в депутаты районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов — до 10 базовых величин.

Предельно допустимый фонд, который позволено формировать кандидату в депутаты Палаты представителей остается прежним — 1000 базовых величин

— За счет каких средств кандидаты смогут сформировать собственные избирательные фонды?

— Избирательные фонды кандидатов формируются из их собственных денежных средств, добровольных пожертвований граждан Республики Беларусь и юридических лиц. Максимальный размер средств, вносимых кандидатами в Президенты, в депутаты в собственный избирательный фонд (при соблюдении предельной суммы расходов), не устанавливается. Эти средства могут использоваться кандидатами на оплату эфирного времени и печатных площадей средств массовой информации, агитационных печатных материалов, аренды зданий и помещений, приобретение канцелярских товаров и других расходов, непосредственно связанных с проведением предвыборной агитации. При этом за кандидатами в депутаты и Президенты Республики Беларусь сохранено право на бесплатное использование государственных средств массовой информации для предвыборных выступлений, теледебатов и опубликования своих предвыборных программ.

— Есть ли в Законе новации, которые касаются вопросов организации выборов?

— Да, есть. Во-первых, нововведением станет изменение порядка определения результатов выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Эти выборы будут проводиться в один тур, а результаты определяться по принципу относительного большинства (кто больше наберет голосов избирателей). При этом сохраняется действующее положение о признании выборов состоявшимися при участии в них более половины избирателей соответствующего избирательного округа. В случае баллотирования по избирательному округу одного кандидата он будет избран, если за него проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Во-вторых, изменяется система комиссий по выборам депутатов Палаты представителей. В настоящее время действует трехуровневая система комиссий: Центральная комиссия, окружные и участковые комиссии. Законом предусмотрено образование областных, Минской городской территориальных избирательных комиссий.

В-третьих, устанавливается правило о выдвижении кандидата в депутаты Палаты представителей только по одному избирательному округу, а по выборам в местные Советы депутатов — по одному округу одного уровня местного Совета депутатов.

Кроме того, в Законе более четко урегулированы вопросы составления списков избирателей, регистрации кандидатов, ответственности за нарушения избирательного законодательства.

— Предыдущие выборы депутатов Палаты представителей показали, что некоторые кандидаты намеренно бойкотировали выборы. Будет ли расцениваться как нарушение избирательного законодательства дезорганизация выборов?

— Да будет, так как Законом запрещается деятельность кандидатов, направленная на срыв выборов. Это позволит исключить ситуации, когда отдельные кандидаты и другие граждане в период агитационной кампании призывали к бойкоту выборов. Следует отметить, что в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств прямо содержится ссылка на запрет бойкота выборов.

— Возможно ли обжаловать решения избирательных комиссий?

— Возможно. На повышение уровня демократичности избирательного процесса и дополнительную защиту избирательных прав граждан направлена норма Закона, предоставляющая право лицам, выдвигаемым кандидатами, и кандидатам обжаловать в судебном порядке решения избирательных комиссий о вынесении им предупреждений и решения об отмене регистрации их кандидатами. При этом сохраняется предварительное рассмотрение таких споров вышестоящими избирательными комиссиями.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» направлен на подпись Президенту Республики Беларусь. Он вступит в силу через десять дней после его официального опубликования.

Данный Закон является прогрессивным и максимально учитывает как национальные интересы, так и международные стандарты.

 

 

Л.ТИТОВКА

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *