О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ»

Официально

Это государственный банк данных о физических лицах. Создание и внедрение регистра населения, содержащего персональные данные граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, предусмотрено Директивой Президента Республики Беларусь от 27.12.2006г.№2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Функционирование данной системы позволит значительно уменьшить документооборот между госорганами и, как следствие, сократит время на разрешение обращений граждан: выдачу справок, начисление пенсий, регистрацию места жительства или ИП и т.д. Подобные системы существуют в большинстве развитых стран и, в целом, подтвердили свою экономическую, политическую и социальную целесообразность. С их помощью генерируются статистические отчёты, формируются различного рода социальные программы, планируются изменения в налогообложении, социальном страховании, здравоохранении и т.д. Если обратиться к истории появления этой системы, то самое раннее упоминание о Регистрах населения — Регистрах домохозяйств (семей) и Регистрах отдельных лиц — относится ко II в. до н. э. (Китай) и 7 в. н. э. (Япония). Первыми европейскими странами, в которых на основе записей актов гражданского состояния в церковных приходах возникли Регистры населения, были Швеция и Финляндия. Дальнейшее распространение Регистры населения в Европе получили в ХУІІІ-ХІХ вв.

Что же представляет собой эта система и какова её цель?

Регистр населения — поимённый и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям административного учёта населения. Правила ведения Регистра населения довольно сложны и обязательны к выполнению на всей территории страны. Предусматривают, что каждый житель страны обязан состоять в Регистре населения, сообщать обо всех случаях смены им места постоянного жительства и обо всех событиях, подлежащих юридическому оформлению в органах регистрации актов гражданского состояния.

Что касается получения информации из Регистра, согласно Закону все организации условно делятся на 2 группы. К первой группе принадлежат организации, для которых использование персональных данных из регистра необходимо для выполнения задач, входящих в компетенцию этих организаций, определенную законодательством Республики Беларусь. Таким организациям данные будут предоставляться бесплатно по договору о регулярном предоставлении данных. Организация — получатель информации из Регистра будет иметь свой идентификационный код (ключ авторизации, электронная цифровая подпись), который будет включаться во все информационные сообщения данной организации. А Регистр населения с помощью системы распознавания ключей автоматически определяет, что и в каком объёме можно выдавать организации — получателю и что от неё получать. Второй группе организаций — тем, для которых использование персональных данных из Регистра не является необходимым условием выполнения их задач, будут предоставляться только обезличенные персональные данные и только на платной основе, каждый раз при необходимости получения таких данных они будут направлять запрос регистрирующей службе с просьбой о предоставлении им определенных персональных данных.

Общедоступных массивов персональных данных в Регистре не будет. Любые данные из регистра будут выдаваться только при авторизованном доступе и строго в объеме, определенном правами конкретной организации-получателя.

Граждане смогут получать персональные данные из регистра в отношении себя, тех физических лиц, законными представителями которых они являются, и  с письменного согласия  персональные данные других физических лиц, законными представителями которых они не являются.

Законодательством Республики Беларусь регламентировано право на тайну личной жизни граждан, определен порядок защиты информации. Так, в соответствии с нормами статьи 28 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Распорядителем регистра населения является Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

На первом этапе в Регистр населения включены основные персональные данные, которые находятся в паспорте: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; фотопортрет; данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания; данные о гражданстве (подданстве).

Также в регистр попадут и дополнительные сведения о родителях, опекунах, попечителях, детях; группе крови; прижизненном несогласии на забор органов; о высшем образовании, ученой степени, учёном звании, роде занятий; об исполнении воинской обязанности, налоговых обязательствах и др. Идентификационный номер, уникальный для записи в Регистре в отношении каждого гражданина, позволит объективно и оперативно идентифицировать физическое лицо и его гражданский статус.

Граждане, которые родились после 26.07.2013, уже с первых дней жизни имеют идентификационный номер, внесённый в их первый документ — свидетельство о рождении. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О регистре населения» оставаться этот номер будет неизменным на протяжении всего периода существования записи в Регистре. Вместе с тем, в Регистре не будет никаких сведений, которые могут быть использованы для какого-либо давления на человека: о расе, национальности и цвете кожи; о мировоззрении, политических или религиозных убеждениях; о каких-либо заболеваниях; о сексуальной ориентации и др. В связи с началом функционирования Регистра населения, выявлено, что на территории нашего района проживает более 500 человек по паспортам, которые являются недействительными в связи с окончанием срока действия. Чтобы свести эту цифру к минимуму, отделением по гражданству и миграции Червенского РОВД проведена большая работа по оповещению граждан о необходимости замены документа, удостоверяющего личность. Напоминаем всем жителям Червенского района о том, что нужно своевременно обращаться в отделение по гражданству и миграции, либо по месту жительства в сельские исполнительные комитеты, по вопросу обмена паспорта. Это позволит внести в Регистр населения персональные данные уже сегодня, что в дальнейшем избавит граждан от необходимости многократного информирования государственных органов о наступлении тех или иных событий в своей жизни. Ведь достаточно всего лишь внести данные в Регистр — и потом гражданину не нужно будет каждый раз предъявлять подтверждающие справки о том, состоит ли он в браке, на воинском учёте, имеет ли высшее образование и т.д. В большом количестве случаев данных Регистра будет достаточно для реализации гражданами своих прав и свобод в отношениях с государством; сократить потери времени при обращении граждан и хозяйствующих субъектов в государственные органы, совершенствовать работу государственных органов в рамках принципа одного окна, повысить качество оказываемых населению услуг (например, при выдаче документов, начислении пенсий, регистрации места жительства и актов гражданского состояния, регистрации индивидуальных предпринимателей, подаче налоговых деклараций, проведении опросов и выборов), что также положительно скажется на реализации прав и свобод граждан; совершенствовать планирование и реализацию мероприятий по социальной защите и охране здоровья граждан; оптимизировать размещение организаций торговли, бытового обслуживания, организаций здравоохранения и учреждений образования; оперативно определять численность и составлять списки избирателей; рационально распределять доходы бюджета между административно-территориальными единицами и по основным сферам экономического развития государства; сократить бумажный документооборот между государственными органами и иными организациями.

Сегодня помимо органов внутренних дел к регистру подключены отделы ЗАГС, сельские и городские исполнительные комитеты, которые получают из регистра и вносят в регистр необходимую информацию. А в 2018 году в него свою информацию будут вводить органы соцзащиты, военкоматы, органы юстиции, другие госорганы.

И ещё одна очень важная информация для родителей: если вы считаете, что вашему ребёнку нет никакой необходимости получать паспорт в 14 лет, то вы глубоко заблуждаетесь. В Республике Беларусь каждый гражданин, достигший 14 летнего возраста, должен иметь паспорт. Согласно ч.3 ст.23.53 КоАП РБ, проживание без документов, удостоверяющих личность, либо по недействительным документам, удостоверяющим личность, влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до 4-х базовых величин (520 000 рублей). Своевременно получив или обменяв паспорт, вы избавите себя от незапланированных финансовых расходов, а также пополните Регистр населения актуальными данными.

Л. Шевченко,

ведущий специалист группы по регистру населения отделения по гражданству и миграции милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Червенского райисполкома

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *