Долгий путь к своим. Семья Альшевских из Червеня нашла в Калужской области могилу деда, числившегося пропавшим без вести

Актуальное Год исторической памяти Проект "Памяць жывая"

Много лет каждое 9 мая мы вспоминали деда. Звали его Степан Пеньков. Воспоминания наши и мысли вокруг всей этой темы были тяжёлые, потому что дед пропал без вести во время войны. Долгие годы были сомнения: где он? Вдруг перешёл к врагам? Безвестность тяжелее, чем плохая правда… Так проходили годы.

С детства помню бабушкины рассказы, как её с одиннадцатилетней дочкой угнали в Германию. Они жили в местечке Высочаны в Витебской области. Деда Степана оттуда призвали в армию. В войну местечко полностью уничтожили фашисты. Сообщение, что дедушка пропал без вести в 1942 году на Ленинградском фронте, бабушка получила уже после войны.

Наши родственники много раз пытались найти деда через Красный Крест, через военные архивы. На все запросы был один ответ: «В списках не значится». Потом бабушки не стало, мамы не стало… Помнить мы помнили, но запросов уже не делали, смирились, что не найдём. Постоянно тянуло отдать дань памяти могилам неизвестных солдат – а вдруг и он там…

И вот в нынешнем году перед 9 мая мы с сыном сидели дома и смотрели семейный фотоальбом. Из альбома выпала пожелтевшая военная фотография деда, он успел прислать её бабушке в начале войны. Сын попросил рассказать, что я помню. Я рассказала то немногое, что знала от бабушки.

Сын сделал запрос на сайт «Мемориал». И стали приходить ответы с копиями документов. Например, списки из госпиталя, в котором дедушка умер. Раньше эти списки были засекречены, и их открыли только с 80-х годов, а некоторые засекречены до сих пор. В тех местах, где дед погиб, шли жесточайшие бои, народу полегло очень много. Линия фронта там стояла два года и точки по несколько раз переходили от немцев к нашим и наоборот.

Мы сопоставили данные документов с информацией, имевшейся у нас. Он или не он?.. Степан Кузьмич Пеньков, местечко Высочаны, год рождения 1908-й. Все данные сошлись. Получается, наш Степан Кузьмич похоронен в Калужской области, село Вёртное. «Надо ехать!» Это решение пришло сразу, тем более совпало, что это было в канун 9 мая. Не поехать было просто невозможно. Поехали втроём – муж, я и сын Александр, ему 41 год. Ведь это он нашёл своего прадеда!

Муж созвонился с тамошней ветеранской офицерской организацией. Когда мы приехали в Вёртное, нас встречали глава поселения — это как у нас сельсовет, — и заведующая клубом. Они и потом всё время были с нами. Был на полтора часа концерт в клубе, дети выступали. Во время митинга, на который пришли администрация, односельчане, школьники, было шествие Бессмертного Полка.

Несли портреты земляков и других погибших. Участвовало всё население. На мемориале рядом с селом — большая братская могила с памятниками. Там очень много цветов, венки. Место ухоженное, аккуратное, всё обновлено, почести оказываются постоянно, это место берегут и продолжают искать родственников. На эти захоронения часто приезжают потомки погибших со всего бывшего Союза.  Правда, на этот раз, кроме нас, других не было. Приезжают не только на праздники, у кого как получается.

Что мы чувствуем теперь, когда нашли дедушкину могилу и узнали, что с ним произошло? Вместо тягостного чувства неизвестности появилась гордость за то, какой путь он прошёл. В сорок втором у него уже было два ранения. За два года службы испытать пришлось очень много. Выжить в той мясорубке было невозможно. В справке из госпиталя написано, что был ранен на поле боя и на следующий день умер от ран.

Впервые за долгое время отлегло от сердца, и мы спокойны, потому что наш дед и прадед, Степан Кузьмич Пеньков, больше не безызвестный — у него всё по-людски: он не исчез, о нём знают родные, приезжают на могилу, гордятся им и чтят его подвиг. Можно сказать, что через столько лет он наконец к нам вернулся…

Людмила АЛЬШЕВСКАЯ. Фото автора

 

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *