Диалог религий и культур: в Червенском музее прошла встреча со священнослужителями

Актуальное Год народного единства Духовность Общественный диалог

В день музеев 18 мая в районном краеведческом музее открылась новая экспозиция, посвящённая традиционным религиозным конфессиям, имевших действующие общины в Игуменском повете: православной, католической, иудаизма и мусульманской. Как сказала директор музея Елена Заборонок, это совершенно новая экспозиция, создавать её помогали прихожане и священнослужители названных конфессий.

-Мы планируем, что в дальнейшем экспозиция будет расширена, — сказала Елена Валерьевна. – Религиозные ветви протестантстского направления также отразятся в музейных предметах и сведениях о вероисповедании жителей нашего района.

На открытии экспозиции присутствовали начальник отдела по идеологической работе, культуре и по делам молодёжи Лидия Щетинко, председатель Совета имамов Республики Беларусь Республиканского  Религиозного объединения «Мусульманское религиозное объединения в Республике Беларусь» Дмитрий Радкевич; отец Александр Чернушенко, настоятель храма Воздвижения Креста Господня д. Рованичи; учредитель частного учреждения культуры «Наследие и Время» Юрий Абдурахманов; Елена Вишнякова, сотрудник кафедры архитектурного факультета БНТУ (предки жили на Игуменщине), постоянные посетители и друзья музея. После знакомства с экспозицией, разговор о межконфессиональных отношениях жителей района «Диалог религий и культур» продолжился за «круглым» столом в конференцзале.

В начале беседы дистанционно к участникам обратился раввин «Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма» Григорий Абрамович. Поприветствовав собравшихся, он сказал:

-Мы рады помочь Червенскому музею пополнить экспозицию артефактами, атрибутами жизни белорусских евреев. Важно знать, чтить историю своего края: какие люди жили здесь прежде, о чём мечтали, каким Богам молились, как мирно уживались между собой. Эта тема особенно звучит в год народного единства.

Модератор диалога Ирина Вабищевич с вопросом, как музейными средствами можно рассказать историю религий, взаимоотношений между представителями разных вероисповеданий обратилась к имаму Дмитрию.

 Дмитрий Радкевич : – В конце 14 века во времена князя Витовта на территории Беларуси появились выходцы из Золотой Орды. Там были не только татары, но и монголы, и нагаи, и кипчаки (половцы), и другие народности. Говорили они на разных языках. Когда им понадобилось общаться в процессе совместного проживания, общим они избрали старобелорусский язык. Сохранились древние мусульманские китабы, подтверждающие этот факт. В них ощущается говор разных регионов. Живой белорусский литературный язык сохранился через рукописное наследие белорусских татар. В Беларуси сложилось три графические системы: кирилличная, латиничная и арабографическая – система записи белорусского языка. В Смиловичах татары поселились давно. Это было довольно крупное поселение. Сохранилась лубочная картинка древней мечети Смилович. Современная мечеть построена в 1997 году. Наша задача — возродить духовность, вернуть верующих в храмы, напомнить людям, чтобы они знали где они родились, и кто их предки.

Ирина Вабищевич: — Можно ли по захоронениям определить, когда татары пришли в Смиловичи?

 Дмитрий Радкевич: — Это сложно сделать потому, что ранние захоронения были без даты. Ставились два камня: в голове и ногах. Максимум, что можно почитать – это имя и фамилию. На еврейских захоронениях встречаются только цифры: сколько человек прожил.

Ирина Вабищевич: – От наших посетителей мы иногда слышим: «Зачем нам ислам. Не станет ли мечеть источником экстремизма?»

Дмитрий Радкевич: – Ислам и экстремизм – это не одно и то же. Почему людей не интересует какой религии молился Гитлер, Муссолини, другие диктаторы. Экстремизм начинается с семьи, с родителей, с бескультурья. Дело в воспитании. Мусульманское правило: с кем бы ты ни общался, это либо брат и сестра твоя по вере, либо такое же творение Бога, как и ты сам. У него есть своё мнение, видение мира, принципы. И их нужно уважать.  В мечети, храме, костёле, синагоге должен быть человек, который сможет сгладить конфликт, дать дельный совет.

Михаил Иванович Красногир: – Споры возникают при захоронениях людей, живших в смешанных браках. Люди – творение Божье, земля — тоже творение Божье. И почему другие люди спорят, как и где нужно хоронить усопших? Мы помним конфликт на кладбище в Дукорщине.

Александр Чернушенко: –  С точки зрения государственной, у нас нет конфессиональных кладбищ, но есть сложившиеся традиции, которые должны соблюдаться. В той ситуации православную похоронили на мусульманской части кладбища в отведённом для двоих месте. Муж жив, а на могиле женщины поставили крест. Это вызвало ожесточение. Нашлись люди, которые хотели погреть на этом руки, раздуть межконфессиональную распрю. Семья должна была согласовать.

Даже в православии возникают споры – ставить крест в голове или в ногах. Сгоряча втягивают других людей. События выходят на новый уровень. Это не конфликт конфессий, это конфликт конкретных людей. Обо всём можно договориться, было бы желание.

Ирина Вабищевич: – Я приведу в пример семью Гуревичей: Елизавету Ивановну и Иосифа Израилевича. Познакомились и полюбили друг друга на войне. Прожили большую добрую жизнь. Он – иудей, она – православная. Похоронены на еврейском кладбище. Над его памятником – звезда Давида, над ней – православный крест. Они хотели быть похоронены рядом. Договорились об этом заранее.

Александр Чернушенко: – На мой взгляд, это второстепенные вопросы. Ведь это не принципиально. Это невежество. Нет глубины понимания своей религии.

Дмитрий Радкевич: – В исламе есть канон: не хоронить рядом людей разных конфессий. В Беларуси есть «Закон о погребении и захоронениях». Один из его пунктов разрешает создавать вероисповедные участки на кладбищах.

Ирина Вабищевич: – От ислама перейдём к вопросу появления христианства на Игуменской земле. Есть легенда о матери Игуменье, о провалившимся монастыре. Насколько это правда, мы не знаем.

Александр Чернушенко: – Самые достоверные подлинные документы в архивах, но многие закрыты, документы в плохом состоянии и широкому доступу не подлежат, чтобы не быть утраченными. Первое упоминание об Игумене – 1387 год. В городе никогда не было археологических раскопок.

Елена Вишнякова: – Есть способ спектрального анализа. Исторические пласты могут быть найдены с помощью этого метода. Кафедра градостроительства БНТУ занимается геодезической съёмкой, при которой можно определить места раскопок.

О возможности собраться вместе и помолиться прихожанам католической веры нашего района рассказала бывший сотрудник краеведческого музея, католичка Станислава Барковская.

Станислава Чеславовна Барковская: — Костёл в Червене действовал с 1799 года. Был костёл в Рованичах, в деревне Гайдукова Слобода, в деревне Красный Берег, в Смиловичах. Сегодня католики могут помолиться в Червене и в каплице на кладбище в Смиловичах.

На встрече жителей Червеня со священнослужителями были затронуты и вопросы помощи сгоревшему Будсловскому храму, и возможности совместных мероприятий по основным религиозным праздникам конфессий. Наметили ближайшие – 24-30 мая в Смиловичах пройдёт неделя татарской культуры, где все желающие смогут познакомиться с традициями, правилами, блюдами мусульманской религии. Также в музее будет создана отдельная витрина о священнослужителях разных конфессий, погибших от рук фашистов за отказ сотрудничать с ними. Информацию и материалы о них предоставят священнослужители. В память о первом межконфессиональном во дворе рядром с краеведческим музеем участники встречи посадили туи в знак продолжения сотрудничества и закладки мини-парка «Христианского мира».

Галина ГАМЕЗО. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *