Жизнь Евы: пенсионерка из Смилович отметила 95-й день рождения

Актуальное Люди и судьбы Общество

В четырнадцать Ева, высокая красивая девушка, выглядевшая старше своих лет, вынуждена была оставить школу и идти работать подёнщицей. Многие смиловчане трудились на фабрике валенок. Во время войны устроилась туда и Ева, прибавив пару лет к своему возрасту.

…Жизнь Евы в детстве не была ни сладкой, ни безоблачной: рано потеряв маму, осталась сиротой. Жили с бабушкой в старенькой подгнивающей избушке на краю посёлка. Сиротский хлеб горький, да и тот не каждый день: часто приходилось засыпать голодной. Потому и решила бросить школу: что проку в науке, если дома есть нечего.

Подёнщики — это разнорабочие. Сегодня кому-то стирают бельё, завтра — пропалывают огород, моют полы, берутся за любую работу, которую даёт наниматель. Всё это делала и юная Ева. Когда началась война, девушка решила устроиться на валяльно-войлочную фабрику. Труд там нелёгкий, и несмотря на то, что многие рабочие ушли на фронт, малолеток не брали. Но высокая, статная Ева прибавила себе пару лет, и ей поверили. Взяли на работу. Так и трудилась, не ища лёгкой доли. И хоть жила в той же маленькой ветхой избушке под бабушкиным присмотром, не разодета, не увешана украшениями — но уж такие гены: она была красива той красотой, которая тихим сиянием манит через любое рубище, через в десятках мест заштопанное старое платьице, перешитое из маминого. Сейчас такую с руками оторвали бы модельные агентства. Она и в девяносто пять — хороша, несмотря на возраст: статная, с ровной осанкой, с тонкими красивыми пальцами, с неуловимой смесью гордости, доброты и смирения на лице, с тёплым взглядом проницательных глаз.

Не удивительно, что самые красивые женихи Смилович влюблялись в Еву, но многим преграждали дорогу к сватовству её сиротство и бедность. И вот после войны появился в посёлке Бекир. Молодой фронтовик, только что вернувшийся из такого ада, после которого покосившийся домик Евы и её сиротская доля казались просто ерундой. Стал ухаживать и сделал предложение. Близкие в один голос шептали Еве: «Выходи за него! Выходи!» И вскоре пара поженилась. Не побоялся Бекир трудностей, жил вместе с молодой женой и её бабушкой в старом домишке, казавшемся раем по самой простой причине, на которой, тем не менее, держится мир: любил!

Один за другим в избушке стали появляться на свет малыши-Мискевичи. И решил наконец Бекир строить свой дом. Тяжело было. Оба, как говорят, рвали жилы, выбивались из сил. Снова ходила Ева бедно одетой, снова недоедала. Но всё-таки её тёмные восточные глаза светились тихим счастьем: их дом рос, поднимался от земли, вот уже накрыли крышу, а вот уже наконец и долгожданное новоселье. Сколько же было счастья! Как она с замиранием сердца прислушивалась к топоту детских ножек по свеженастланному полу! С каким удовольствием прибиралась, хозяйничала в новом доме, готовила, примешивая запах простой крестьянской еды к смолистому духу нового сруба! Как умилительно было смотреть на детишек: Миня, Алик, Анюта, Галюнька и младшенький Яша  росли красивыми, умными, послушными ребятками.

Почему именно над ними прошло чёрное крыло беды — Ева так и не нашла ответ за все эти годы. Как больно было похоронить одну свою девочку, попавшую под колёса машины… «Она была чистенькая-чистенькая, без единой ранки, как живая, — тихим голосом вспоминает женщина. — Вторая девочка, подружка, с которой они вместе бежали, только ручку сломала. А нашу — насмерть… Когда вскрытие делали, сказали, что внутри отбито всё было у неё…» Непоправимая беда отобрала часть их с Бекиром общего счастья, и сдержанная боль, притупленная годами, не угасла совсем и сегодня. Остальные дети стали отдушиной и предметом удвоенной любви и заботы. Держали хозяйство, растили большой огород, Ева возила продавать продукты со своего подворья на базар в Минск. Все деньги самоотверженная женщина тратила на детей, потому что  с молодости дала  себе клятву: «Я всё детство голодала, но мои дети не узнают, что это такое!»

Так и жили. За Евой перешла в новый дом её любимая бабушка Зоня, верный друг, защитница и помощница. Она стала няней и воспитательницей для всех детей Евы и Бекира: «После войны в декреты не ходили, — рассказывает Ева Мустафовна. — Она моя опора была, всех детей вырастила. 89 лет прожила. Все мы её вспоминаем с наилучшими словами, с большой благодарностью».

Дети выросли, создали свои семьи и разлетелись в разных направлениях. Старшая дочка, Миня, живёт в Ратомке. Сын Алик — на Вилейщине. Младший, Яша, остался смиловчанином, более того — построил свой коттедж прямо по соседству с домом родителей. Теперь они в любое время могут переговариваться без всяких телефонов, просто открыв окно: «Как дела? Всё нормально? У нас тоже!»

Дочка Аня вот уже 15 лет как тоже снова смиловчанка: она вернулась в родной посёлок и живёт вместе с мамой, присматривает за ней и ухаживает за приусадебным участком. В доме — идеальный порядок. Жизнь Евы сегодня ненапряжная: «Утром встала, в порядок себя привела, таблеточку выпила, чтобы голова не кружилась. Потом позавтракала, а потом — телевизор, или по телефону с детьми и внуками можно пообщаться, узнать, как дела у них. Со всеми поговорить — дня не хватит! Старая я уже, почти не хожу. Уже и жить не сильно интересно. Но что делать, живу. Приезжали на день рождения ко мне гости, семья, в том числе и внучки мои любимые.

Фотографировались. Ну, что я уже теперь за красотка? Мне лет, почти как тому старинному деревянному шкафу, что в зале стоит!..

Предлагал за него один человек большие деньги, три тысячи долларов. Но я не продала. Это память моих предков. Они все тут жили, в Смиловичах. Ты, детка, тоже фотографии старые с собой не забирай, тут смотри. Это ведь тоже моя память!..»

 А я и не забираю, просто смотрю. Красивый был Бекир. Колоритный, весёлый. Сейчас его уже нет в этом мире. Прохладными руками Ева складывает дорогие сердцу фотографии в пакет. Рассматривает подарки от совета ветеранов: их привёз председатель районной организации Иван Ладутько. С большим уважением Иван Фёдорович рассказал о том, что Ева Мустафовна Мискевич — ветеран труда, у неё есть соответствующее удостоверение: «После валяльно-войлочной фабрики женщина  трудилась на кожзаводе, работала няней, уборщицей в школе. Её общий стаж — почти 42 года, в том числе трудовой — 31 с половиной. Это спокойная, добрая женщина, несмотря на возраст, довольно самостоятельная, в отсутствие дочери может и кушать приготовить, и сама себя обслужить». Иван Фёдорович тепло поздравил Еву Мустафовну с днём рождения и пожелал хорошего настроения, бодрости, оптимизма и жизненных сил.

Редакция присоединяется к этим поздравлениям! Спасибо Вам, Ева Мустафовна, за то, что никогда не сдавались и всегда стремились к лучшему, за то, что подарили миру такую большую семью, 8 внуков, 12 правнуков и 3 праправнука. Спасибо за Ваше жизненное упорство, силу характера. И — за красоту!

Наталья КОРОЛЬКЕВИЧ. Фото автора

 



1 комментарий по теме “Жизнь Евы: пенсионерка из Смилович отметила 95-й день рождения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *