О жителе Клинка Петре Красногире, красноармейце и орденоносце

80 лет Великой Победе Актуальное Люди и судьбы Общество

Когда началась война, Петру Красногиру было уже 35, но его не успели мобилизовать на фронт, потому что гитлеровцы действовали молниеносно и уже через несколько дней после начала вторжения захватили большую часть Беларуси, в том числе и Клинок.

Пришлось пережить страшные годы оккупации, давшиеся Клинку кровавой ценой: деревню сжигали, жителей убивали, бросали живьём в колодец. Звериная жестокость врагов вселила в сердце Петра такую ненависть к захватчикам, что в сорок четвёртом, попав после освобождения Беларуси на фронт, он стремился к одному: убить как можно больше фашистов, расплачиваясь за смерти односельчан.

Красноармеец Пётр КРАСНОГИР был подносчиком снарядов к пулемёту. Всего за год службы в действующей армии он получил несколько высоких боевых наград: две медали «За отвагу», орден Красной Звезды, орден Славы 3 степени и медаль «За победу над Германией». Часть, в которой воевал Пётр Алексеевич, дошла до Берлина.

До начала он уже был женат, растил двоих детей. Во время войны дочка заболела и умерла. Остался только сын Иван. Ни ему, ни другим ребятишкам-послевоенным школьникам, ни односельчанам он почти никогда не рассказывал о войне и о том, что пришлось пережить: из скромности и из-за того, что слишком уж больно было вспоминать, вороша старые раны.

Поэтому почти никто и не знал, какие подвиги Пётр Алексеевич совершил на войне, как яростно и отважно он бился с врагом и какие у него есть награды. Трудился после войны в местном колхозе рабочим, растил сына, занимался хозяйством. Это был простой и честный труженик, хороший муж, отец и дедушка, уважаемый среди односельчан человек. Умер Пётр КРАСНОГИР в 1978 году.

Немало прошло времени до той поры, когда на его могилу приехал Василий ШИШКИН, муж внучки Петра Алексеевича. Василий решил благоустроить захоронение, а заодно и расспросить про боевой путь ветерана. И каково было его удивление, когда от пожилой невестки Петра он узнал, что на чердаке старого дома в Клинке лежит, как выразилась женщина, «посылка»: в потёртом кожаном портмоне хранятся уже несколько десятилетий наградные удостоверения доблестного красноармейца. Так близкие и соседи узнали о том, что Петро КРАСНОГИР всё-таки, как и хотел, крепко отомстил на фронте фашистам за своих односельчан. Василий ШИШКИН поставил памятник на его могилке и постоянно ухаживает за захоронением. А теперь, накануне 75-летия Победы, он привёз в редакцию газеты фото и наградные удостоверения своего родственника, чтобы о доблестном воине узнали на всей Червенщине.

«Я вырос в России, — рассказал Василий ШИШКИН. — Мой отец тоже воевал на войне. Когда я был маленький, в нашей местности те, кто воевал, праздновали так: выпивали молча и плакали… Помню, что наш сосед пришёл с войны без ног, его семья с тремя детьми жила бедно, и когда моя мать относила какую-нибудь снедь для детей — сосед тоже плакал…»

Василий ШИШКИН никогда не видел Петра КРАСНОГИРА. Но он считает, что тем не менее память обо всех ветеранах нужно беречь. Часто бывая в Клинке, расспрашивает о былых временах и прошлых поколениях у ещё живых родственников, у односельчан. Кроме удостоверений, Василий нашёл в «посылке» ещё две Благодарности Сталина. К сожалению, бумаги в очень хрупком состоянии. Василий планирует реставрировать их и передать в обновлённый районный краеведческий музей. Надеемся, что, конечно же, в будущих экспозициях найдётся место для ещё одного кусочка нашей общей истории.

Наталья КОРОЛЬКЕВИЧ. Фото автора

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *