Малолетний узник ВОВ Мария Сидоровна Дюбкина из Черновы рассказывает свою историю плена

80 лет Великой Победе Актуальное Люди и судьбы

Рубрику газеты «Говорят малолетние узники войны» продолжает рассказ Марии Сидоровны Дюбкиной из Черновы о своей истории плена.

«Рабочий батальон из Белоруссии на принудительных работах в Польше»

 К Марии Сидоровне Дюбкиной 1928 года рождения из деревни Чернова, судьба не была милостива с самого рождения. Она появилась на свет в Чауском районе Могилёвской области в деревне Городец. Отец с матерью были трудолюбивыми, упорными крестьянами. Работали от зари до темна, поэтому хозяйство имели крепкое, большое. Отец долго противился вступлению в колхоз. Видел трудяга, как неохотно работают в колхозе, жалко было животину, которую содержали впроголодь. Такая позиция не осталась безнаказанной. Раскулачили крестьянина, забрали в НКВД, откуда он уже не вернулся. Мать осудили на 10 лет. Маленькая сирота скиталась по родственникам. Когда началась война, Мария вместе с другими деревенскими подростками работала в поле. Большого страха не испытали, услышав объявление по радио о нападении Германии на Советский Союз. Лишь когда в деревню приехали немцы, стало страшно от грозного оружия, непонятной речи, от большого количества солдат в одинаковой форме. Вначале захватчики вели себя благодушно. В диковинку, видимо, был для них быт и уклад жизни белорусов. Себя они считали цивилизованной передовой нацией, а здесь увидели бедность, захудалость, отсутствие техники, автомобилей. В один из серых осенних дней 1941 года, злые от того, что война затягивается, фашисты собрали людей в центре деревни. Отделили мужчин от женщин. Всех представителей мужского пола расстреляли, не пожалели даже маленьких. Женщин и детей загнали в сарай, чтобы поджечь. Марии врезалась в память картинка: маленькая девочка, лет пяти, пролезла под ногами немца, который закрывал дверь, и побежала. Тот догнал её и зашвырнул обратно в сарай. Люди понимали, что их ждёт. Кто-то молился, кто-то плакал, многие кричали. Вой стоял страшный. Спасло всех чудо: приехал главный начальник и отменил казнь. Карателям нужно было срочно отправляться в соседний гарнизон на помощь своим ловить партизан.

После разгрома немецких войск под Москвой фашисты уже не брезговали рабочей силой белорусов, даже подростков. Четырнадцатилетних мальчишек и девчонок из окружных сёл отправили рыть окопы и траншеи сначала возле Чаусов, а потом в товарных вагонах повезли в Украину, а потом перебросили восточных рабочих в Польшу, близ Варшавы. Шёл 1943 год. Уже больше года Мария с земляками находилась в рабстве. Ночевали в бараках. Выполняли самую тяжёлую работу: рыли траншеи, разбирали завалы после бомбёжек. Начальником над мужчинами был фельдфебель, над женщинами – унтер-офицер Фриц. Сам он был незлобный, старался девчонкам дать меньший участок работы, приносил от поляков иногда еду в дополнение к скудному пайку. В январе 1945 года, когда русские войска приблизились к Варшаве, он застрелился.

И восточных рабочих решили расстрелять. Построили на площади и велели двигаться к лесу. Накануне Мария увидела сон: колонной рабочих вместе со своими землячками она шла по зимнему лесу. Потом в них начали стрелять. Идя в колонне в направлении леса, Мария вспомнила сон, даже место узнала. Она шепнула об этом девочкам. В подходящий момент три подростка убежали в лес, спрятались в воронке от снаряда. Были сумерки, на фоне чёрной земли фигурки девчат были незаметны. Они слышали немецкую речь, потом началась стрельба. В ямке пролежали до утра. Пошли на ближайший хутор. Старый поляк пожалел подростков, повёз их к реке Висла, чтобы они переправились на другой берег в расположение русских войск. Вечером по льду переползли к своим. Радости не было конца. Наконец-то закончился ненавистный плен. Рассказали советским солдатам о своих скитаниях, поведали откуда родом. Девчонок накормили и отправили в тыл. Домой шли пешком. Вернулись девчонки в родную деревню, а там все сироты и вдовы. Восстановление хозяйства легло на их плечи. Мария до выхода на пенсию работала на ферме. В 1949 году вышла замуж.  Недолгим и тут было счастье Марии. От болезни в тридцать пять лет умер муж, осталась одна с шестью детьми на руках. В год и два месяца умер младший сын. Уже в зрелом возрасте ушли из жизни ещё два сына. Остались у Марии Сидоровны три дочери: Валя живёт в Орше, Надя и Вера – в Минске. Мария Сидоровна уже бабушка и прабабушка: есть 8 внуков и 17 правнуков. Все имеют высшее образование. Старшей правнучке 27 лет. Может скоро и прапрабабушкой станет Мария Сидоровна. Вот оно – счастье. Многочисленная родня не забывает о своей любимой бабусе. Часто навещают. Любят её и уважают соседи. В день нашего разговора с Марией Сидоровной, они тоже находились у неё дома. Боясь недобрых людей и мошенников, они пришли к бабушке Марии, чтобы убедиться, что всё хорошо. Приехали действительно из редакции газеты. Огромное спасибо Татьяне Николаевне Альшевской и Тамаре Васильевне Лукъяновой за заботу, опеку над пожилой женщиной. В этом году Марии Сидоровне исполнится 92 года. Здоровья всем вам, дорогие женщины, бодрости, оптимизма, радости и внимания близких.

Галина ГАМЕЗО. Фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *