Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова). Это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января

Духовность Общество

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зёрна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явления звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни возникает множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.

Как правильно поститься в Сочельник? До какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Служба вечерни соединяется с литургией и поэтому служится утром.

Потому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поётся тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не может быть на службе в храме, кто работает, почитают этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащается на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушает пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, 6 это или 8 часов нужно поститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приёмом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а о том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжёлый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

— Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника. 

Конечно, хорошо праздновать Христово Рождество вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если же прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает возможность поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.

На Рождественской Литургии многие причащаются. Бывает и так, что люди, испытывают некоторое смущение, идя на трапезу: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже с братьями и сестрами во Христе… Люди боятся потерять молитвенный настрой.

Те правила, которые отцы-пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделённых благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же чёткую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

Не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен был бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверью и говорит: «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нём не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождестваэто каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все люди в возрасте, с разным состоянием здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится её посетить.

Поздравляю всех с грядущим праздником Христова Рождества!

                                                                                                                                    Наталья ЛАЗОВСКАЯ,

                                                                               регент храма святителя Николая Чудотворца в Червене

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *