Краеведческие путешествия с червенской «Бондой» по Налибокскому краю

Духовность Культура Общество

Начиналась наша экскурсия с Дзержинска. Приятно поразило то, что на вывесках с названиями улиц, магазинов, кафе — надписи на родном языке. Здесь мы побывали у Гаштольдовой горы и постояли на месте крупнейшего в Беларуси кальвинистского храма. Это одно из важных исторических и археологических мест в республике. Дзержинск, ранее – Крутогорье, а затем Койданово —  был одним из самых крупных центров кальвинизма.

(костёл Святой Анны)

Здесь, на горе был некогда построен костел, который со временем превратили в крепость. Позже на территории Дзержинска проходило много сражений при разделе Речи Посполитой, — восстание Кастуся Калиновского, революция, империалистическая война, оборонные бои во время гражданской войны. Здесь установлен и памятник героям Великой Отечественной войны.

К сожалению, Кальвинский собор не сохранился до наших дней, его разобрали на камни, остались только фрагменты фундамента крепостных стен и башни на небольшом возвышении. Здесь установлена ​​мемориальная плита.

В Дзержинске мы также увидели красивые храмы — костел Святой Анны и Свято-Покровскую церковь.

        Далее наш путь лежал в Рубежевичи. Это — агрогородок, который находится в 30 километрах от Столбцов и в 17 от Дзержинска. Из уст местного экскурсовода мы узнали об истории поселка. Особенно удивило то, как в начале ХХ века всем окружающим миром строили костел Святого Иосифа в неоготическом стиле.

После подавления восстания 1863 года множество католических костёлов на территории современной Беларуси было отобрано царским правительством у католической церкви и передано православным, в том числе и деревянная церковь 1799 года постройки в деревне Рубежевичи (не сохранилась).

Многократные просьбы верующих разрешить им постройку нового здания долгое время оставались без ответа, только в 1905 году после выхода «Манифеста об укреплении начал веротерпимости» строительство было разрешено. Каменная церковь в неоготическом стиле была возведена в 1907-1911 годах на северной окраине деревни, на холме.

По словам экскурсовода, за этим разрешением ездил в Санкт-Петербург местный человек по фамилии Тур. Разрешения он не получил, но вернувшись домой, взял камень и на нем высек слова о том, что здесь будет построен храм и написал свою фамилию. За это его вместе с семьей сослали в Сибирь. Вернувшись оттуда, он снова взялся за свое дело.

Разрешение было получено, но необходимо было выполнить несколько условий при строительстве: костел должен был быть построенным из бутового камня и всего за четыре года. Польский архитектор сделал проект. Костел выглядел красивым, но в эти сроки уложиться не было никакой возможности. Народ решил — будем работать всем миром. И вот в радиусе 15 километров вокруг Рубежевичей работали каменотесы. Камни подвозили на подводах ежедневно. Работало сто человек. Работали и женщины, которые готовили еду мужчинам. Каждое утро к дому, где готовилась пища, люди доставляли какую-нибудь живность: поросенка, или телёнка, или кур, чтобы хозяйка имела возможность приготовить хорошую пищу для работников. Никто не интересовался, кто доставлял все эти продукты, — это были пожертвования…

Маленькие дети брали корзинки и ходили по домам собирать яйца, которые использовали для фундамента. Яйца им есть не разрешали …

Храм построили в срок. Перед ним разбит парк камней. Каждый камень — это деревня, жители которой принимали участие в строительстве храма. Причем камни расположены таким образом, что напоминают географическую карту — по месту нахождения каждой деревни этого прихода. Каждая деревня разыскивала и привозила сюда свой камень, и каждый старался, чтобы его камень был не хуже других… Некоторых деревень уже нет, а камни — их памятники — стоят. Инициатор строительства храма — Тур — похоронен на территории костела.

Далее мы направились в дворцово-парковый ансамбль Сула, последними владельцами которого были Ленские. Сегодня это первый в Беларуси парк-музей интерактивной истории «Сула», который разместился всего в 49 километрах от столицы на живописном берегу одноименного озера. Здесь открывается новый мир, где стираются грани между материальным и духовным, восстанавливаются утраченные связи с нашим прошлым…

Мы попали в музей во время празднования Ивана Купалы. На концертной площадке звучали песни, вокруг по периметру были разведены небольшие костры — символы очищения…

Здесь на территории музея действуют мастерские, как и в прошлые века, — ткацкая, валяльная, кузница, есть батлейка и еврейский дом, в котором собраны предметы тогдашнего обихода. Работает травяная аптека. Мы увидели и дракар, лодку викингов, была возможность покататься на лошадях, поучаствовать в различных мероприятиях. В построенной пивоварне нас угощали «Старкой». А на месте бывшей — построили башню. Работает ресторан и гостиница. Сюда нужно приехать хотя бы на день, чтобы хорошо познакомиться с поместьем. Там очень интересно. К сожалению, время нашей экскурсии был ограничено…

После Сулы мы направились в Деревное. Это агрогородок в Столбцовском районе. Здесь проживает 1700 человек. Городок хорошо обустроен. Его главная достопримечательность — Храм Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Следующей нашей остановкой был агрогородок Налибоки. Он находится на западе Минской области, в 36 км к северо-западу от города Столбцы и в 23 км к юго-западу от Ивенца. Село стоит на восточной окраине обширного заболоченного лесного массива, получившего по имени населённого пункта название «Налибокская пуща» и является своеобразными «воротами» в лесные угодья.

Храм Святого Архангела Михаила осмотрели снаружи. Служба закончилась, он был закрыт.  

Далее направились в Ивенец – городской посёлок в Воложинском районе. Посетили местный музей традиционной культуры и костел Святого Алексея. В храме шла служба. На его территории располагается зоосад, детская площадка, теннисные корты, тренажерные залы, теплые, они работают круглый год, есть детское кафе. Работает воскресная школа. Людей было много, они отдыхали вместе с маленькими детьми.

В Першаях, агрогородке в том же Воложинском районе, остановились возле костела Святого Юрия постройки 1933 года — яркого представителя эпохи эклектики. От экскурсовода узнали о судьбе двух священников, которые не согласились во время войны сотрудничать с немцами и были замучены.

Последней нашей остановкой был Воложин. Здесь мы увидели самый первый памятник в Беларуси Папе Римскому Иоанну Павлу II, костел Святого Иосифа (1815) — шедевр архитектуры классицизма, а также один из сохранившихся крупнейших дворцовых комплексов на территории Беларуси — дворец Тышкевичей.

Род Тышкевичей – последних частных собственников воложинских земель — владел Воложиным и прилегающими территориями до 1939 года. Кроме дворцово-паркового ансамбля с большой оранжереей, Тышкевичи построили в Воложине также и костёл Святого Иосифа.

Станислава БОРКОВСКАЯ, председатель любительского краеведческого клуба «Бонда». Фото автора

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *