Из армейского альбома: призывников из разных точек Советского Союза отправляли служить в самые отдалённые места

Люди и судьбы

История Вооружённых Сил Беларуси уходит корнями в историю Вооружённых Сил Советского Союза. Во времена существования этого государства представители многих национальностей, входящих в состав Союза, были равны и имели одинаковые права и обязанности. Не было
этнической розни. Призывников из разных точек Советского Союза отправляли служить в самые отдалённые места на карте огромного государства, а также в другие дружественные страны мира. Сегодня наши земляки делятся с читателями своими воспоминаниями о службе в Вооруженных Силах в те далёкие годы.

Вацлав Михайлович Ольшук

Родился в Гродненской области, в Ошмянском районе. Воспитывался в детдоме в Воложине. Запомнил его светлым, уютным, с замечательными воспитателями и учителями. Жили одной семьёй, ссор не было, дружили. После окончания школы работал в Минске на заводе токарем. Через год призвали в армию. В Минске сформировали эшелон с призывниками и отправили на Дальний Восток. 15 суток ехали через всю Россию. В Благовещенске собрали батальон особого назначения, а остальных отправили служить в Хабаровск и Приморье. Вацлав попал в особый отряд. Трудно было первое время, морозы — 40 градусов. Спустя два месяца карантина, отряд на самолёте отправили на остров Сахалин. Начались армейские будни в радиотехнической учебке.
— После были экзамены, — рассказал Вацлав Михайлович, — а там и отправка в полк недалеко от города Южно-Сахалинск на боевое дежурство (радиотехническая разведка стран противника, радиоперехват разговоров противника). Разница во времени с Москвой – 8 часов. В увольнение выходили редко. Места там красивые, но суровые. Морозы, снег до крыш зданий. Перекидал снега за время службы больше тонны. Сопки весной расцветали яркими красками. Простор, океан, корабли. Мне, белорусскому пареньку, всё было в диковинку.
Кормили нас хорошо. Рыбы ели много, самые лучшие сорта (горбуша, сёмга, кета). Часть у нас была интернациональная. Служили ребята 18 национальностей, но не было никаких конфликтов.

Геннадий Иванович Жигалкович

Кадровый военный. Родился в Червене. В 1979 году закончил Высшее военное авиационное училище в г. Курган. Проходил службу в Вооружённых силах на должностях среднего начальствующего состава. С 1988 года по 1989 участвовал в боевых действиях в Афганистане. Был среди тех, кто выводил советские войска с территории Афганистана. Разработаны были два этапа вывода: по западной и восточной линиям. Нелегок был их путь домой. Советских воинов подстерегали хитрые, обученные воевать в горах наёмники и моджахеды. За головы и технику наших воинов существовала определённая цена. Геннадий Иванович наряду с другими бойцами отряда особого назначения отвечал за разработку безопасных путей вывода. Он был награждён медалью «За боевые заслуги», «Благодарность афганского народа» и юбилейными медалями.

Александр Николаевич Конопелько

Родился в Червене. Когда призвали на службу, сначала попал в Степянку под Минском. Через две недели отправили в лётную воинскую часть в городке Картуз-Берёзовка Брестской области. Так как Александр имел специальность водителя, определили в службу ГСМ, водил топливозаправщик и заправлял самолёты. Прослужил полтора года. По тревоге в один из декабрьских дней собрали водителей в офицерском клубе, отобрали трёх человек, переодели в гражданскую одежду и самолётом отправили в Одессу.

-Долго мы не знали куда нас перебрасывают, — рассказывает Александр. — После Одессы на грузовом АН-2 нас, группу 30 человек, отправили в Венгрию. Там пробыли двое суток: не давали добро на взлёт. Наконец вылетели и прибыли в Багдад – столицу Ирака. Там самолёт дозаправился, и ещё восемь часов мы летели до Адена (Йемен). Думали, что это уже конечный пункт назначения. Но у нас было ещё два часа до Аддис-Абебы (Эфиопия). Вышли из самолёта, а там +45, а мы в зимней одежде. Погрузили в автобус и отвезли в освободившееся сомалийское посольство. В то время между Эфиопией и Сомали были трения по территориальным вопросам. Эфиопия попросила у Советского Союза помощи. Войск своих СССР не вводил, воевали там кубинские лётчики, мы им только подвозили топливо, обслуживали самолёты, заправляли. Самолёты и вся техника были советские.

Кубинцы хорошо говорили по-русски, ведь они все учились в наших военных училищах и к нам хорошо относились.

Условия жизни не были комфортными, питание обычное, правда, было много фруктов. А воду пили только кипячёную и всегда тёплую в силу погодных условий. Страна была бедная и Советский Союз чем мог помогал друзьям-кубинцам.

В конце мая моя служба подошла к концу, и нас, 19 «дембелей», отправили самолётом в Москву. Из Москвы – в Берёзу, а из Берёзы — домой.

Леонид Александрович Крук

Родился в Червене в 1968 году. Закончил среднюю школу №2. Поступил в политехнический институт в Минске на железнодорожное дело. Закончил первый курс и понял, что хочет быть военным. Поступил в Омское высшее танковое училище и закончил его в 1991 году. Это был последний советский выпуск офицеров. Как отличника, Леонида отправили служить в Германию в небольшой городок в сорока километрах от Берлина. Затем перевели на службу в Берлин в район Карлсхорст. Он знаменит тем, что там находится музей, в котором подписывали договор о капитуляции фашистской Германии. Среди разных задач, которые стояли перед контингентом войск, была охрана памятника советским воинам недалеко от рейхстага от возможных вандалов. Возле него круглосуточно находился пост — караул советских солдат. Восточные немцы неплохо относились к русским. Прохожие иногда с удовольствием фотографировались с нашими солдатами. Когда пала стена, разделявшая Германию на восточную и западную, русских военнослужащих начали приглашать в гости солдаты из английских и французских частей, которые также несли боевое дежурство в западной части.

— Помню их интерес и удивление, когда они впервые увидели нас, — рассказывает Леонид. — Одеты мы были по гражданке: в рубашках, джинсах. Позднее они признались, что ожидали нас увидеть в телогрейках и валенках. Вот какая была пропаганда против Советского Союза в девяностых. Мы дружили, вместе играли в футбол, общались, обменивались сувенирами. Неожиданным для нас был тот факт, когда немцы приглашали к себе в семьи на Новый год на роль Деда Мороза. Наше командование на это согласилось, только отправляли солдат вдвоём с офицером. Утром приглашённые являлись в часть с сумкой подарков. С развалом Союза воинские части вывели из Германии. Мне предложили присягнуть России и продолжить службу, но я выбрал Беларусь.

Галина ГАМЕЗО. Фото автора

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *