Предупреждение ДТП с участием пешеходов и велосипедистов в темное время суток

Общество

 
 

Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, повреждением материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике государства. По оценкам специалистов, потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.

Самым незащищенным элементом в цепочке водитель-пешеход-дорога является именно пешеход. Водителя, в случае ДТП, может защитить металлический корпус транспортного средства, пешеход такой защитой не обладает. Об этом надо постоянно помнить и при выходе на проезжую часть осознавать ту опасность, которой пеший участник движения подвергает себя. Так пешеходы порой забывают, что даже на пешеходном переходе они обязаны переходить проезжую часть, убедившись, что этот выход для них безопасен.

По-прежнему наезды на пешеходов остаются преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий.

В 2018 году на автодорогах Червенского района произошло 16 дорожно-транспортных происшествий, в которых человек погибли и 14 — получили травмы различной степени тяжести. В 3 ДТП виновны водители, которые находились в состоянии алкогольного опьянения. С участием пешеходов и велосипедистов совершено 8 аварий, что составляет 50 % от общего количества происшествий,  в которых человека погибли и 6 — получили травмы различной степени тяжести.

Нередко эта категория участников создает аварийные ситуации, подвергая опасности водителей и пассажиров. Зачастую пешеходы сознательно нарушают Правила, переходя улицу в неустановленных местах, внезапно выходя на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих обзор водителю, или перебегая дорогу на запрещающий сигнал светофора. Иногда они просто идут по кратчайшему пути до ближайшей остановки, лавируя между движущимися на скорости автомобилями, причем пешеходный переход может находиться рядом.

Многие пешеходы не хотят понимать, что водитель не в силах мгновенно остановить свой автомобиль, чтобы избежать наезда. В темное время суток пешеходы становятся наиболее уязвимыми. Водителям следует быть предельно сосредоточенными при проезде по слабо освещенным или неосвещенным участкам дорог вблизи населенных пунктов. Именно там наиболее высока вероятность появления на проезжей части пешеходов. Пешеходы, в свою очередь, не должны забывать о необходимости использования световозвращающих элементов.

Многие пешие участники, желая пересечь проезжую часть, отличаются ограниченным терпением, неосторожностью и отсутствием логики поведения. Отдельные недисциплинированные или склонные к риску пешеходы умышленно провоцируют конфликтные ситуации. Водитель должен быть готов к любым неожиданностям со стороны пешеходов – хождение по дорогам в состоянии алкогольного опьянения, переход проезжей части в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения.

Основными причинами совершения ДТП с участием данной категории участников дорожного движения являются:

         — нарушение ПДД самими пешеходами, в т.ч. переход проезжей части вне установленного места, отсутствие при движении в темное время суток световозвращающих элементов:

23 ноября около 19.30 часов на 29 км автодороги М-4 Минск – Могилев вблизи д. Кулики, житель г. Могилева, управляя автомобилем Мицубиси, двигаясь в направление г. Минска, совершил наезд на пешехода, жителя г. Минска, переходившего проезжую часть вне пешеходного перехода. В результате ДТП пешеход скончался на месте происшествия.

26 сентября около 21.45 часов  на 49 км автодороги М-4 Минск – Могилев вблизи д. Черноградь, гражданин РФ, управляя автомобилем Мазда, двигаясь в направление г. Минска, совершил наезд на пешехода, жителя Червенского района, переходившего проезжую часть вне пешеходного перехода. В результате ДТП пешеход с травмами был госпитализирован.

— также, одной из причин гибели и травмирования пешеходов на дорогах является недисциплинированность водителей, и невыполнение требований Правил, в части проезда ими нерегулируемых пешеходных переходов и предоставления преимущества в движении пешеходам.

29 ноября около 08.25 часов, на 35 км автодороги М-4 Минск – Могилев, житель Смолевичского  р-на, управляя а/м Форд, двигаясь в направлении г. Минска, совершил наезд на пешехода, жительницу Червенского района, которая переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП пешеход с травмами госпитализирована.

Особую опасность на проезжей части или вблизи нее создают пьяные пешеходы. Они ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Поведение пьяного невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться, объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль. Имеют место случаи, когда нетрезвые пешеходы выбирают для своего отдыха проезжую часть, такие аварии заканчиваются тяжелыми последствиями.

Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечается в осенне — зимний период и доля аварий с участием пешеходов достигает 60-70% от всех ДТП. Такое положение обусловлено тем, что в это время года короткий световой день. При движении в темноте по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. При этом восприятие глазом световых контрастов становится хуже, чем при дневном свете, и труднее заметить пешеходов, велосипедистов и гужевой транспорт. Уже в ранних сумерках отчетливо видимые днем предметы блекнут, а после захода солнца становятся едва различимыми. А в неблагоприятных погодных условиях невыразительная фигура человека полностью сливается с темнотой, и с места водителя становится практически невидимой.

Ситуация усложняется еще и тем, что пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Проводимый Госавтоинспекцией следственный эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает около 17 метров. За это время водитель только успеет сообразить, что или кто перед ним. Затормозить или удачно сманеврировать не всегда бывает и возможно, в том числе из-за скорости, состояния дорожного покрытия, наличия других препятствий. Поэтому возникает существенная необходимость сделать пешеходов, велосипедистов, гужевые повозки, коляски и прочее как можно более заметными, для увеличения расстояния с момента обнаружения. Для этих целей широко используются специальные светоотражающие аксессуары (значки, подвески, ленты).

Правила дорожного движения обязывают пешехода при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначить себя световозвращающим элементом (элементами) (п.17.1 ПДД).

Наезды бывают в различных местах, каждое их которых имеет типичные признаки опасности. Так, в зоне остановки общественного транспорта признаком опасности является стоящий или подъезжающий к остановке общественный транспорт.

Другим опасным местом является пешеходный переход. Опасность может усугубляться ограниченным обзором, скоплением пешеходов, среди которых один окажется нетерпеливым. При приближении к пешеходному переходу нужно до минимума снизить скорость и, избегая выезда на него, при больших скоплениях людей дать им возможность покинуть проезжую часть.

В крупных городах проблемой остаются наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, здесь усматривается и личная беспечность пешеходов.

Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательным, осторожным, не отвлекаться при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспортных средств. Есть еще одна важная обязанность у пешеходов, которая прописана в Правилах и должна неукоснительно соблюдаться: при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом. Водители будут только благодарны дисциплинированным пешеходам и принятым мерам безопасности с их стороны.

Что же касается обязанностей водителя – при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом остановилось, стоит или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу.

Проблема «водитель–пешеход» уже давно превратилась в проблему общечеловеческих взаимоотношений. Водителям и пешеходам всегда следует помнить о строгом соблюдении Правил и взаимной вежливости на дороге – ведь в совокупности это является гарантией безопасности и должного порядка в сфере дорожного движения.

Необходимо посоветовать пешеходам – не противопоставлять себя водителю, а помнить, что он такой же пешеход, только на машине. Следует уяснить, что пешеходный переход – это не часть тротуара, а часть дороги и соответственно – зона повышенной опасности. Водители, будьте терпимее, не подрезайте пешеходов, а пропускайте их. Тогда они мысленно скажут вам спасибо.

Велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами (фонарями), излучающими спереди белый свет, сзади – красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться  не далее 1 метра от ее правого края.

В настоящее время ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходов, лиц, управляющих велосипедом, гужевой повозкой и иных участников дорожного движения стала более серьезной.

Что касается ответственности пешеходов согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, то она такова:

— в отношении пешехода, который в темное время суток движется по проезжей части, не обозначив себя фликером, применяются штрафные санкции в размере от 25,5 до 76,5 рублей (от 1 до 3 базовых величин) или предупреждение. Если нарушение им Правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 76,5 до 204 рублей (от 3 до 8 базовых величин). На сумму от 76,5 до 127,5 рублей (от 3 до 5 базовых величин) штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае, если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 127,5 до 510 рублей (от 5 до 20 базовых величин).

Уважаемые участники дорожного движения! Не оставайтесь безучастными! Если вы видите вблизи проезжей части пешехода или велосипедиста, находящегося с признаками алкогольного опьянения, явно представляющего опасность для движения, либо необозначенных световозращающими элементами, просим вас незамедлительно сообщить на телефонную линию 102 в территориальные ОВД и по вашей информации будут приняты соответствующие меры реагирования.

Берегите себя и своих близких, соблюдайте Правила дорожного движения и будьте взаимовежливы на дороге!

 

Красиков А.Ю.,старший инспектор ДПС ОГАИ Червенского РОВД майор милиции

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *