Сегодня исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси

Духовность

Принятие христианства киевским князем Владимиром 1030 лет назад стало рассветом истории земли русской и на столетия вперед определило судьбу cлавянских народов, вышедших из единой крещенской купели. Это событие ежегодно отмечается 28 июля как День Крещения Руси.

Что представляла собой Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории?

1030 лет назад, в 988 году, великий князь киевский Владимир Святославович преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси. В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь, Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославовича у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив уроки христианского “закона”. В “Повесть временных лет” вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в “стольном граде” князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославовича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение “кумиров” и крещение горожан.

Судьбоносный для Руси шаг совершался с необыкновенной быстротой. В последствии, особенно в советское время, множество раз писали о том, что Русь крестили “огнем и мечом”, преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова.

На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей большой стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать “огнем и мечом” — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно привыкли?

Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

Церковь, развивающаяся в союзе с государством, стала источником великого культурного творчества. Своей духовной силой она содействовала объединению русичей, формируя их культурно-историческую общность и соборность, то есть единство людей, основанное на совокупной духовности и преданности общей родине. Православие способствовало приобщению языческой страны к тысячелетней христианской истории, показывало новые культурные и духовные ориентиры. И в год празднования 1030-летия Крещения, мы явственно ощущаем свою причастность к великой и святой Руси, историю которой теперь творим мы — наследники наших православных предков.

Подготовила Наталья Сивак по благословению митрофорного протоиерея Валериана Бугаенко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *