Жизнь во имя долга

Люди и судьбы

В моей жизни однажды произошла встреча с интересным человеком майором милиции в отставке Барановским Аркадием Николаевичем (на снимке). Этот человек привлек мое внимание энциклопедическими знаниями, феноменальной памятью и преданностью идеям, которыми он жил и живет. Мы общались многие годы, и я решил записать его рассказ о службе в армии и милиции.

Геннадий Красовский, д.Кутузовка
Далее – от имени Аркадия Барановского

 

Я родился в 1929 году. Детство – довоенные годы и время оккупации – прошло в родной деревне Ведрица Хуторского сельсовета. Я оканчивал 10-й класс, когда к нам приехал офицер искать способных ребят в военное училище в Москве. После школы по направлению военкомата я уехал в российскую столицу. В деревне после войны жить было тяжело. Когда меня зачислили в училище, я весил 47,5 килограмма. Только там почувствовал вкус настоящего хлеба.
Учился недолго – училище расформировали. В Москве тогда жил мой двоюродный дед по линии матери, генерал-лейтенант, но я постеснялся искать его, просить о помощи.
Меня призвали в армию и отправили в Калининград. Служил в отдельном полку связи, обслуживали 11-ю гвардейскую армию под командованием дважды Героя Советского Союза генерала армии П.Батова.
Я был зачислен на курсы младших лейтенантов и в 1953-м году получил первое офицерское звание. Из 100 молодых офицеров отобрали 7 человек в кадровую армию, остальных – в запас. Меня направили в Ригу, оттуда в Вентспилс в корпус противовоздушной обороны оперативным дежурным офицером в роту ПВО. Во время дежурства я заметил, что со стороны Балтийского моря на высоте 24 километров летят два иностранных самолета. Мне не поверили: так высоко никто тогда не летал. Наши МИГи брали высоту в 17 километров. Чтобы подняться выше, топливные баки заправили наполовину. Но все равно: чужие самолеты ушли, а наши не дотянули до аэродрома, не хватило топлива. Было ясно, что нужно усиливать средства ПВО. Нам рассказали потом, что американцы на своих бомбардировщиках Б-29 сняли все вооружение, чтобы максимально их облегчить.
После инцидента начался «разбор полетов». У кого-то с погон слетели звезды, кого-то уволили из армии. Меня не наказали и не поощрили.
Вскоре мне присвоили лейтенанта и перевели из роты в полк. Я стал командиром двух взводов планшетистов. Во время очередного отпуска приехал в свою родную Ведрицу с золотыми погонами на плечах, с офицерской выправкой и статью. На танцах местные девушки смотрели на меня как завороженные. Вместе с Галей из соседней деревни Старый Пруд, своей будущей женой, уехали в Ригу. В столице Латвийской ССР мы и поженились.
Нас, детей войны, воспитывали на подвигах народа, одержавшего Победу в Великой Отечественной войне. Мы восхищались Зоей Космодемьянской и Александром Матросовым, готовы были с гранатой под танк. Понятия не было такого – дедовщина, старослужащие помогали молодым стать отличными бойцами.
После 10-месячных курсов по повышению политического образования во Владимире меня направили в политуправление Прибалтийского военного округа, которым командовал тогда Маршал Советского Союза И.Багромян. Полгода я в звании лейтенанта был на полковничьей должности. Работа была бумажная, связанная с ротацией кадров: одних отправляли с севера на юг, других – наоборот. Но я хотел служить в войсках, рядом с солдатами. Написал рапорт о переводе. Пожилые полковники говорили:
— Зачем тебе уходить? Нам скоро на пенсию, здесь ты быстро дорастешь до майора.
Я написал второй рапорт. После третьего меня перевели в радиотехнический полк в Каунасе, а оттуда – в Паневежис замполитом роты.
В 1956 году я вступил в КПСС. В стране было время перемен, рушился устоявшийся образ бывшего руководителя государства И.Сталина. Нужно было забыть то, чему учили раньше. Я подал рапорт об увольнении.
В 1959 году устроился на завод автоматических линий, отправили учиться на слесаря-инструментальщика. Три месяца я проучился, и внезапно вызвали в райком партии, предложили пойти на службу в органы МВД.
В 6-м отделении милиции Заводского района (тогда Сталинский район) я стал участковым уполномоченным. Впоследствии окончил среднюю школу милиции, стал отличником милиции. В своей работе я стремился направить на правильный путь оступившихся, уладить семейные разлады. Служба участкового такова, что большинство законопослушных граждан даже не знают его в лицо.
После ухода на пенсию райком партии направил меня в ЖЭС. Коммунисты-фронтовики выбрали меня председателем товарищеского суда на опорном пункте милиции №5 в Минске. Это была общественная должность. Мы, отставники-офицеры, члены товарищеского суда, воспитывали пьяниц, дебоширов, хулиганов. Завершилась эта работа в 1991 году, с распадом СССР.
Состою в Союзе офицеров Республики Беларусь, в международной организации «Форум Жукова». Собираю газетные статьи с воспоминаниями фронтовиков о Г.Жукове, передаю эти материалы в школы, предоставлял их и для фильма «Маршал Победы». Я считаю это своим долгом перед страной, где я живу.
С женой мы воспитали троих сыновей. Наши дети выросли достойными людьми. Старший, Владимир, окончил консерваторию, служил во внутренних войсках, играет в симфоническом оркестре на скрипке. Средний сын, Сергей, окончил Институт культуры, концертмейстер показательного духового оркестра Министерства обороны Республики Беларусь. Младший, Андрей, стал инженером-электроником.
Хочу поздравить действующих сотрудников и ветеранов МВД с нашим праздником — Днем милиции. Я уверен, что мы, ветераны, воспитали достойную смену защитников правопорядка.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *