«Змагары» с коррупцией»

Общество

Анатолий Лебедько, председатель Объединенной гражданской партии, побеждает коррупцию на страницах «БелГазеты» за 11 августа: оказывается, ОГП собирает оппозицию в штурмовой отряд по борьбе со взяточничеством. Как пишет «Белгазета», «под крышей ОГП собрался весь цвет оппозиционной элиты»: «зеленые», «Справедливый мир» Калякина, БСДП(Г), движение «За свободу» Милинкевича и другие.

Вероятно, информационным поводом послужило совещание Президента о совершенствовании законодательства по борьбе с коррупцией от 31 июля 2014 года — в настоящее время готовится новый законопроект, идет его общественное обсуждение.

И тут же оппозиционные силы оказались не прочь поспекулировать на горячей теме. Силовикам, мол, коррупцию победить не удастся, они повязаны с исполнительной властью и совсем не заинтересованы в раскрытии коррупционных схем, а потому ОГП предлагает создавать «общественный гражданский контроль» и «сеть волонтеров по всей стране».

При этом у оппозиции нет ни выхода на силовые структуры, ни информации о фактах коррупции, ни полномочий в сфере экономики, ни доступа к исполнительной власти – вообще ничего.

Похоже, к выборам 2015 года халтурно сооружается потемкинская деревня, имитирующая политическую работу в «грамадзянскай супольнасці». То, что несколько людей собрались и провели круглый стол — ну совсем ничего не значит по факту. В нашей стране деятельность оппозиционных структур всегда сводилась именно к бесконечным «круглым столам», семинарам, обсуждениям, разговорам.

Лебедько делает заявление: «Мы работаем! ОГП борется с коррупцией! Мы координируем!» Как правило, подобные новости проходят мимо рядового белоруса: тот завален кучей проблем, решает повседневные бытовые вопросы, если и интересуется политикой, так почитает «Белгазету», не более. То есть, расчет делается на то, что новость о борьбе Лебедько с коррупцией аукнется где-нибудь на другой стороне Европы, кто-то, возможно, получит грант на целевой проект и начнет собирать деньги на внедорожник за 25 тысяч у.е. Вероятно, этим вся борьба и закончится.

Откуда что берется?

Похожая пиар-схема обкатывалась в России – там из ниоткуда возникла фигура Алексея Навального, интернет-борца с коррупцией. Авторитет Навальный заработал, публикуя на собственном сайте «Роспил» информацию об откатах и прочих нарушениях законности в России. На волне популярности возглавил протестное движение Болотной площади, даже баллотировался в мэры Москвы и проиграл Собянину. Теперь, после выборов Алексея совсем не слышно: несколько месяцев велось следствие по делам предприятия «Кировлес» и «Ив рошен», где в обоих эпизодах проходили братья Навальные. Схемы, которые Навальный так упорно раскрывал на просторах интернета, видимо, удачно работали в маленьком семейном бизнесе.

Какова мораль? Чтобы обличать, надо быть эдаким Савонаролой, инквизитором-бессребреником. Навальный попробовал, но, имея рыльце в пушку, его быстро скинули из князей протестного оранжевого движения в грязь, связали законом и следствием. 18 июля 2013 года Навальный признан Ленинским районным судом города Кирова виновным в хищении имущества государственной компании «Кировлес» и приговорен к пяти годам колонии общего режима. Правда, у истории почти счастливый конец: 16 октября Кировский областной суд изменил обвинительный приговор Навальному, назначив условный срок.

Вам и не снилось

Журналист «Белгазеты» справедливо задает Лебедько массу неудобных вопросов. Ответ у Лебедько один: «Решение всех вопросов – это свободные и честные выборы». Безусловно, не имея действенных инструментов для борьбы с коррупцией, проще всего перевести стрелки. Президентские выборы не за горами, Анатолий Лебедько пытается набирать очки. Но, увы, Навальный из Лебедько не получится по нескольким причинам:

  1. в Беларуси не сложилась соответствующая интернет-аудитория, которую в России на жаргоне презрительно называют «хомячками». Именно вождем «хомячков», протестующих интернет-борцов с режимом и интернет-блоггеров выступал Навальный, обличая в сети российскую коррупцию. Белорусский же интернет — чахлый и полумертвый, поэтому раскручивать с нуля какую-то новую фигуру не представляется возможным;
  2. любой подобный проект действует за счет «слива» информации, так называемых «инсайдов». В России, несомненно, таких возможностей гораздо больше. Беларусь, наоборот, имеет очень закрытую систему. Лебедько, конечно, намекает на свои неофициальные каналы в органах, но все это довольно сомнительно. Война с коррупцией в РБ ведется жестоко, бескомпромиссно, на всех уровнях, но при этом мало что выставляется на публику. Вряд ли ОГП или «зеленым», или еще кому-то удастся выудить закрытую информацию из органов или из первых рук;
  3. Некляевская компания «Говори правду» уже наступала на эти грабли, ею ранее создавалась сеть «общественных приемных», куда граждане должны были сигнализировать о своих проблемах (видимо, о случаях коррупции в том числе). Граждане, однако, решать проблемы идут не к Некляеву или Лебедько, а в суды и исполкомы. Хотя, если считать истинной целью удачное получение и «распил» гранта на целевой проект, то, возможно, у «Говори правду» все ОК;
  4. Накануне выборов возня с любыми общественными инициативами воспринимается в белорусском болоте очень скептично. Анатолий Лебедько за почти 15 лет председательства в ОГП пока еще никакую коррупцию не победил. Но зато теперь, после президентского совещания, у него будто проснулось второе дыхание. Удивительно, да?

Есть коррупция, есть борьба с коррупцией, и есть разговоры о коррупции. Статья в «Белгазете», например, называется «Гидре не позавидуешь». Но пока оппозиция собирается рубить голову невидимой гидре чужими руками, да еще и непонятно каким оружием. Цель, правда, ясна – втирать очки избирателям.

И, конечно же, возникает вопрос: а судьи кто? Анатолий Лебедько, при всем уважении вряд ли Савонарола. Пример Алексея Навального очень красноречив: тот погорел на том, с чем боролся.

А здесь, как и в физике, действует закон сохранения энергии: западные гранты, выделенные на поддержку гражданского общества, выливаются не только в треп в интернете, сомнительные инициативы и «круглые столы», но и во вполне материальные, понятные простому народу иномарки, загранпоездки, земельные участки и коттеджи.

Нормальный бизнес

Хотелось бы предложить оппозиции начать с себя: помнится, Лебедько еще в 2013 году предлагал провести аудиторскую проверку помощи, которую «демократические» страны выделяют на поддержку «гражданского общества» в Беларуси. Ребята, ну и где ваш аудит? КПБ даже может предложить свою помощь в этом нелегком деле. А вдруг гранты идут куда-нибудь налево? Вдруг на них покупаются южнокорейский джип или строится коттедж где-нибудь в Узденском районе? Или уютный гараж для новой иномарки?

Но оппозиция предпочитает не выносить сор из избы: распределение денег – святая святых, рядовому активисту очень не просто попасть к целевой грантовой кормушке. Оппозиционная политика – обычный бизнес, перекачка европейских денег. «Партия», «движение»-«рух», «грамадская ініцыятыва» – это, по сути, фирмы. Фирмы конкурируют между собой, пытаясь перещеголять – нет, не власть, как пишет «Белгазета», — перещеголять друг друга перед западными фондами. Чем больше шума и информационных поводов создает фирма, тем она более узнаваема на Западе. Безусловно, нужно налаживать и прямые контакты с западными донорами, наверняка тот же Анатолий Лебедько пересекает белорусскую границу чаще, чем иные челноки с клеенчатыми сумками или гоняющие бензин жители приграничья. Это бизнес и работа. Правда, не совсем легальная: доходы все-таки надо декларировать, а не скрывать. Хотя и здесь существуют простейшие схемы: скажем, построенный за еврогранты коттедж можно оформить на близкого родственника, скажем, на сестру – и тогда белорусский ОБЭП ни о чем не догадается.

Хочешь изменить мир – начни с себя, как говорит нам избитая поговорка. Хочешь победить коррупцию – погляди внимательно в зеркало. Нет ли за душой каких-нибудь грешков? Вот, даже у «безгрешного» обличителя Алексея Навального чего-то нашли.

Ну, а возвращаясь к финансовому аудиту оппозиции, борьбе с коррупцией, круглым столам и прочим инициативам ОГП, если даже здесь, в единственной сфере, в которой оппозиция по-настоящему компетентна (читай: пиление грантов), Анатолию Лебедько не удалось навести финансовый порядок, так зачем браться за коррупцию? Потянет ли? Или «инициатива» так и останется разговорами, имитацией политической работы?

По материалам сайта http://www.comparty.by



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *