Событиям, которые произошли в тот далёкий для нас день, посвящена повесть П.Березнека “Огненный танк”, художественная кинолента “Чёрная береза”, документальный фильм, публикации в средствах массовой информации. В них отражена удивительная история, которую доверительно и с радостью пересказывали когда-то друг другу минчане — как сказочную легенду о боевом советском танке с яркой красной звездой на броне, несколько часов бесстрашно громившем врага в их оккупированном городе. Восхищались мужеством, героической дерзостью экипажа красноармейцев, отчаянный поступок которого вселял надежду на Победу.
…73 года пронеслись в истории как один миг. Столица нашей республики давно возродилась из руин и стала красивейшим городом. Притупились боль и страх ужасного военного лихолетья. И, к счастью, жива память об огненном танке, нёсшем ненавистным фашистам смерть в самом начале войны, когда от мощи и напора завоевателей у наших людей сжималось сердце. Со временем бывшая легенда приобрела конкретные детали и фамилии, возродилась как достоверный факт и вошла в историю Победы. Косвенно она коснулась и нашего района. События сложились так, что этот боевой танк Т-28 , который вёл последним в колонне отступающей на восток воинской части старший сержант сверхсрочной службы Дмитрий Малько, около Червеня вынужден был изменить направление движения…
А события развивались так. Почти неделю громыхала война. 27 июня расположенная вблизи Минска воинская часть Народного комиссариата обороны, в которой служил Малько, потеряла связь с округом, но нарочным получила приказ об эвакуации. Людей не хватало — и всё вывезти было невозможно. Поэтому полученный накануне из капитального ремонта танк Т-28 решено было сжечь. Считалось, что выпускавшиеся с 1933 года, эти танки морально устарели на фоне новейшей “тридцатьчетверки”, хотя по боевым показателям и превосходили немецкие. Малько пожалел боевую машину и предложил не уничтожать, а доверить ему отогнать её в Могилев. Ему это разрешили. Однако вблизи Червеня во время авианалёта от близкого разрыва сброшенный с самолёта бомбы в танке заглох мотор. Когда бомбежка закончилась, колонна ушла вперед, а Малько остался его ремонтировать. Прошло достаточно много времени, пока привёл танк в чувство. Но догонять своих казалось уже бессмысленным, ведь Могилевское шоссе наверняка было перерезано немцами…
Пока Малько раздумывал, как правильно поступить в возникшей ситуации, к нему подошли майор и четыре курсанта. Оказалось, что майор — танкист, а курсанты — артиллеристы. Вместе они сформировали экипаж Т-28. Старший сержант Малько перешёл под командование майора Васечкина. Курсантов звали Николай Педан, Александр Рачицкий, Фёдор Наумов, фамилия четвертого — Сергея — осталась неизвестной. Все были молодыми, отчаянными и прекрасно понимали, что шансов прорваться к своим не так уж много. Погибать зазря — не хотелось. И тогда Николай Педан предложил вместо следования в Могилев, в расположение сборного пункта отступающих частей направиться в противоположную сторону – на Запад. Прорваться через захваченный Минск и выйти из окружения по Московскому шоссе в расположение своих войск. Боевые возможности Т-28 давали шанс осуществить такой план. К тому же Малько город хорошо знал да и боевую закалку имел: на земле Испании участвовал в атаках бойцов-интернационалистов, воевал на Халхин-Голе, в Финляндии. Идея была поддержана — и экипаж отправился в путь. Миновав Тростенец, заехали на склад, покинутый накануне воинской частью. Здесь заполнили топливные баки горючим и по максимуму запаслись боекомплектом.
3 июля 1941 года Т-28 на полном ходу понёсся по свободной трассе к Минску. Понёсся навстречу своей погибели и своего славного бессмертия…
Никем не остановленный, советский танк миновал первые гитлеровские кордоны и въехал в оккупированный Минск. Самоуверенные, наглые фашисты и предположить не могли о такой дерзости. Поэтому приняли боевой танк с красной звездой за свой трофей и совсем не беспокоились. А экипаж, договорившись до последней минуты не проявлять себя выстрелами, находился в неимоверном напряжении, готовый в любую минуту открыть шквальный огонь. Но видеть успешность врага, форсистых и самодовольных фашистов оказалось невыносимо. Нервы водителя сдали — и он направил свою боевую машину на немецкого велосипедиста, весело и резво крутившего педали перед танком…
Экипаж уже не просто выбирался из окружения, он начал отчаянную борьбу с ненавистным врагом. Уничтожал фашистов яростно, не раздумывая о собственном спасении.
Оказавшись на улице Ворошилова (ныне улица Октябрьская), где у ликеро-водочного завода группа солдат грузила ящики со спиртным, размахивала руками и смеялась, наши бойцы открыли огонь и быстро уничтожили их, а грузовик раздавили.
Продолжая движение, встретились лоб в лоб с небольшой колонной мотоциклистов и мгновенно врезались в неё. Побледневший Малько жал и жал на рычаги, перемалывая железной громадой гитлеровцев и мотоциклы. А остальные бойцы экипажа поливали фашистов пулеметным огнём. Никем не преследуемый танк помчался вперед. На скорости Т-28 приблизился к центральной улице Минска – Советской (ныне проспект Независимости). Танкисты обстреляли толпу немцев в сквере около театра. Затем свернули на Пролетарскую… Здесь увидели скопление вражеской техники и солдат. Немцы беспечно купались в Свислочи. Бойцы выпустили смерч огня из своего Т-28, превратив всё вокруг в кромешный ад. Взрывались цистерны, машины с боеприпасами, горели деревья… Была задействована вся огневая мощь боевого танка. Проехав улицу до самого парка, попали под обстрел противотанковой пушки. Но броня выдержала.
Сметая на своем пути гитлеровцев, Т-28 продолжал победоносное движение по городу. Оставался совсем небольшой путь, чтобы уйти из логова фашистов — и вновь мелькнула шальная мысль о спасении. До выезда из города оставалось недалеко. Несколько километров… Несколько минут… Но они для бесстрашных танкистов закончились на Комаровской развилке Минска (ныне площадь Якуба Колоса). Немцы опомнились и организовали охоту на танк. Вблизи старого кладбища Т-28 угодил в засаду. Замаскированная вражеская противотанковая батарея буквально в упор расстреливала его. Танк задымил, но пока мотор работал, раненый в голову Малько водитель гнал горящий Т-28 к окраине. Боезапас пушки почти иссяк, а когда танк окончательно заглох, шансов уйти из города уже не осталось. Не хватило каких-то несколько минут. Майор Васечкин скомандовал покинуть гибнущий Т-28.
Старший сержант Малько выбрался через люк механика-водителя и видел, как из командирского люка появился и отстреливался из пистолета раненый майор, затем сдетонировал оставшийся в танке боекомлект. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением, Дмитрию Малько удалось скрыться в огородах. В одном из деревянных домиков его приютила одинокая старушка. Перевязала, накормила, вызвалась довести до ближайшей деревни. Он отказался. Зная эти окрестности, через болота пробрался к лесу.
Позже перешёл линию фронта и попал к своим.
И тут ему пришлось перенести ещё одно испытание. Сотрудник НКВД на допросе никак не хотел поверить о рассказанных Малько событиях. Поступила команда расстрелять. В сопровождении двух солдат его повели к речке. В последний момент приказ отменили. Трудно сказать, что спасло отважного механика-водителя от смерти. Скорее всего это была психологическая проверка, которую он выдержал.
Судьба благоволила ему и в дальнейшем. Редкому танкисту удалось, начав воевать в 41-ом встретить победу на немецкой территории. Гвардии старшему лейтенанту Дмитрию Малько выпало это счастье. Он освобождал Белоруссию, Польшу…
В 1944 году в составе танковой колонны Дмитрий Малько входил в Минск по Московскому шоссе и на дороге увидел свой развороченный и уже заржавевший Т-28, на котором из-под Червеня рискованное направление в этот город и 3 июля, мужественно сметая гитлеровцев, пробирался к своим.
Из экипажа огненного танка Васечкин и два бойца погибли. Николая Педана фашисты взяли в плен — и он до освобождения находился в концлагере. Федор Наумов попал в партизаны. По его и Дмитрия Малько воспоминаниям через много лет после войны обрели эти события публичную огласку.
В 1966 году школьным следопытам удалось разыскать Дмитрия Малько — он работал на Минском моторном заводе. Его память сохранила многие подробности смелого прорыва на танке. А историкам удалось установить, что в тот летний день начала войны в Минске было уничтожено и выведено из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи, погибло 360 офицеров и солдат вермахта.
Благодаря таким людям, как Малько и члены танкового экипажа Т-28, осенью 41-го гитлеровцы не вошли в Москву. Именно такие люди заложили фундамент Победы.
Уже будучи в преклонных годах, Дмитрий Малько задавал себе волнующий вопрос: а что, если бы каждый в армии тогда знал свою конкретную задачу и воевал так, как их экипаж? Что, если бы штаб действовал хоть бы по какому-то плану?
Впрочем, ответы на них уже ничего не изменят… Что было — то было…
Подготовил
Александр БУШЕНКО