Из-под Червеня — в оккупированный Минск

Общество

Бой ля граніцы
Бой ля граніцы

Событиям, которые произошли в тот далёкий для нас день,  посвящена повесть П.Березнека “Огненный танк”, художественная кинолента “Чёрная береза”, документальный фильм, публикации в средствах массовой информации. В них отражена удивительная история, которую доверительно и с  радостью пересказывали когда-то  друг другу минчане — как сказочную легенду о боевом советском танке с яркой красной звездой на броне, несколько часов бесстрашно громившем врага в их оккупированном городе. Восхищались мужеством, героической дерзостью экипажа красноармейцев, отчаянный поступок которого вселял надежду на Победу.

…73 года пронеслись в истории как один миг. Столица нашей республики давно возродилась из руин и стала красивейшим городом. Притупились боль и страх ужасного военного лихолетья. И, к счастью, жива память об огненном танке, нёсшем ненавистным фашистам смерть в самом начале войны, когда от мощи и напора завоевателей у наших людей сжималось сердце. Со временем бывшая легенда приобрела конкретные детали и фамилии, возродилась как достоверный факт и вошла  в историю Победы. Косвенно она коснулась и нашего района. События сложились так, что этот боевой танк Т-28 , который вёл последним в колонне отступающей на восток воинской части старший сержант сверхсрочной службы Дмитрий Малько, около Червеня вынужден был изменить направление движения…

На папялішчы хаты, спаленай немцамі
На папялішчы хаты, спаленай немцамі

А события развивались так. Почти неделю громыхала война. 27 июня расположенная вблизи Минска воинская часть Народного комиссариата обороны, в которой служил Малько, потеряла связь с округом, но нарочным получила приказ об эвакуации. Людей не хватало — и всё вывезти было невозможно. Поэтому полученный накануне из капитального ремонта танк Т-28 решено было сжечь. Считалось, что выпускавшиеся с 1933 года, эти танки морально устарели на фоне новейшей “тридцатьчетверки”, хотя по боевым показателям и превосходили немецкие. Малько пожалел боевую машину и предложил не уничтожать, а доверить ему отогнать её в Могилев. Ему это разрешили. Однако вблизи Червеня во время авианалёта от близкого разрыва сброшенный с самолёта бомбы в танке заглох мотор. Когда бомбежка закончилась, колонна ушла вперед, а Малько остался его ремонтировать. Прошло достаточно много времени, пока привёл танк в чувство.  Но догонять своих казалось уже бессмысленным, ведь Могилевское шоссе наверняка было перерезано немцами…

Зянітная гармата б’е прамой наводкай па  фашысцкіх  танках
Зянітная гармата б’е прамой наводкай па фашысцкіх танках

Пока Малько раздумывал, как правильно поступить в возникшей ситуации,  к нему подошли майор и четыре курсанта. Оказалось, что майор — танкист, а курсанты — артиллеристы. Вместе они сформировали экипаж Т-28. Старший сержант Малько перешёл под командование майора Васечкина. Курсантов звали Николай Педан, Александр Рачицкий, Фёдор Наумов, фамилия четвертого — Сергея — осталась неизвестной. Все были молодыми, отчаянными и прекрасно понимали, что шансов прорваться к своим не так уж много. Погибать зазря — не хотелось. И тогда Николай Педан предложил вместо следования в Могилев, в расположение сборного пункта отступающих частей направиться в противоположную сторону – на Запад. Прорваться через захваченный Минск и выйти из окружения по Московскому шоссе в расположение своих войск. Боевые возможности Т-28 давали шанс осуществить такой план. К тому же Малько город хорошо знал да и боевую закалку имел: на земле Испании участвовал в атаках бойцов-интернационалистов, воевал на Халхин-Голе, в Финляндии.  Идея была поддержана — и экипаж отправился в путь. Миновав Тростенец, заехали на склад, покинутый накануне воинской частью. Здесь заполнили топливные баки горючим и по максимуму запаслись боекомплектом.

3 июля 1941 года  Т-28 на полном ходу понёсся по свободной трассе к Минску. Понёсся навстречу своей погибели и своего славного бессмертия…

Никем не остановленный, советский танк миновал первые гитлеровские кордоны и въехал в оккупированный Минск. Самоуверенные, наглые фашисты и предположить не могли о такой дерзости. Поэтому приняли боевой танк с красной звездой за свой трофей и совсем не беспокоились. А экипаж, договорившись до последней минуты не проявлять себя выстрелами, находился в неимоверном напряжении, готовый  в любую минуту открыть шквальный огонь. Но видеть успешность врага, форсистых и самодовольных фашистов оказалось невыносимо. Нервы водителя сдали — и он направил свою боевую машину на немецкого велосипедиста, весело и резво крутившего педали перед танком…

Экипаж уже не просто выбирался из окружения, он начал отчаянную борьбу с ненавистным врагом. Уничтожал фашистов яростно, не раздумывая о собственном спасении.

Насустрач ворагу
Насустрач ворагу

Оказавшись на улице Ворошилова (ныне улица Октябрьская), где у ликеро-водочного завода группа солдат грузила ящики со спиртным,  размахивала руками и смеялась, наши бойцы открыли огонь и быстро уничтожили их, а грузовик раздавили.

Продолжая движение, встретились лоб в лоб с небольшой колонной мотоциклистов и мгновенно врезались в неё.  Побледневший Малько жал и жал на рычаги, перемалывая железной громадой гитлеровцев и мотоциклы. А остальные бойцы экипажа поливали фашистов пулеметным огнём. Никем не преследуемый танк помчался вперед. На скорости Т-28 приблизился к центральной улице Минска – Советской (ныне проспект Независимости). Танкисты обстреляли толпу немцев в сквере около театра. Затем свернули на Пролетарскую… Здесь увидели скопление вражеской техники и солдат. Немцы беспечно купались в Свислочи. Бойцы выпустили  смерч огня из своего Т-28, превратив всё вокруг в кромешный ад.  Взрывались цистерны, машины с боеприпасами, горели деревья… Была задействована вся огневая мощь боевого танка. Проехав улицу до самого парка, попали под обстрел противотанковой пушки. Но броня выдержала.

Сметая на своем пути гитлеровцев, Т-28 продолжал  победоносное движение по городу. Оставался совсем небольшой путь, чтобы уйти из логова фашистов — и вновь мелькнула шальная мысль о спасении. До выезда из города оставалось недалеко. Несколько километров… Несколько минут… Но они для бесстрашных танкистов закончились на Комаровской развилке Минска (ныне площадь Якуба Колоса). Немцы опомнились и организовали охоту на танк.  Вблизи старого кладбища Т-28 угодил в засаду. Замаскированная вражеская противотанковая батарея буквально в упор расстреливала его. Танк задымил, но пока мотор работал, раненый в голову Малько  водитель гнал горящий Т-28 к окраине. Боезапас пушки почти иссяк, а когда танк окончательно заглох, шансов уйти из города уже не осталось. Не хватило каких-то несколько минут.  Майор Васечкин скомандовал покинуть гибнущий Т-28.

Старший сержант Малько выбрался через люк механика-водителя и видел, как из командирского люка появился и отстреливался из пистолета раненый майор,  затем сдетонировал оставшийся в танке боекомлект. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением, Дмитрию Малько удалось скрыться в огородах. В одном из деревянных домиков  его приютила одинокая старушка. Перевязала, накормила, вызвалась довести до ближайшей деревни. Он отказался. Зная эти окрестности, через болота пробрался к лесу.

Позже перешёл линию фронта и попал к своим.

И тут ему пришлось перенести ещё одно испытание. Сотрудник НКВД на допросе никак не хотел поверить о рассказанных Малько событиях. Поступила команда расстрелять. В сопровождении двух солдат его повели к речке. В последний момент приказ отменили. Трудно сказать, что спасло отважного механика-водителя от смерти. Скорее всего это была психологическая проверка, которую он выдержал.

Судьба благоволила ему и в дальнейшем. Редкому танкисту удалось, начав воевать в 41-ом встретить победу на немецкой территории. Гвардии старшему лейтенанту Дмитрию Малько выпало это счастье.  Он освобождал Белоруссию, Польшу…

В 1944 году в составе танковой колонны Дмитрий Малько входил в Минск по Московскому шоссе и на дороге увидел свой развороченный и уже заржавевший Т-28, на котором из-под Червеня рискованное направление в этот город и 3 июля, мужественно сметая  гитлеровцев, пробирался к своим.

Из экипажа огненного танка  Васечкин и два бойца погибли. Николая Педана фашисты взяли в плен — и  он  до освобождения находился в концлагере.  Федор Наумов  попал в партизаны. По его и Дмитрия Малько воспоминаниям через много лет после войны обрели эти события публичную огласку.

В 1966 году школьным следопытам удалось разыскать Дмитрия Малько — он работал на Минском моторном заводе. Его память сохранила многие подробности смелого прорыва на танке. А историкам удалось установить, что  в тот летний день начала войны в Минске было уничтожено и выведено из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи, погибло 360 офицеров и солдат вермахта.

Благодаря таким людям, как Малько и члены танкового экипажа Т-28, осенью 41-го гитлеровцы не вошли в Москву. Именно такие люди заложили фундамент Победы.

Уже будучи в преклонных годах, Дмитрий Малько задавал себе волнующий  вопрос: а что, если бы каждый в армии тогда знал свою конкретную задачу и воевал так, как их экипаж? Что, если бы штаб действовал хоть бы по какому-то плану?

Впрочем,  ответы на них  уже  ничего не изменят… Что было — то было…

 

Подготовил

Александр БУШЕНКО



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *