О таинстве миропомазания

Духовность

Мы уже рассказали о Таинстве Крещения. Сразу вслед за ним следует другое Таинство — Миропомазание. Поскольку эти два Таинства тесно взаимосвязаны и происходят в один день, многие и не подозревают, что кроме Крещения совершалось и Миропомазание. В жизни физической человеку недостаточно одного акта рождения, необходима еще и жизненная энергия, дающая движение и рост организму. Так и в духовном, христианину сразу после Крещения преподается Таинство Миропомазания, сообщающее духовную силу. Соотношения Таинств Крещения и Миропомазания так объясняются в церковной книге «Правила исповеди»: «В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силой Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться Его храмами: через Миропомазание преподается и нам Дух Святой со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной». Новокрещенному помазываются части тела святым миром (благовонным маслом, приготовляемым и освящаемым одними епископами — преемниками апостолов) со словами : «Печать дара Духа Святого.  Аминь». Не стоит думать и сомневаться, что это миро простое. Это дар Христов и дар Святого Духа. В нем есть Божественное присутствие. Видимым миром помазуется тело, Святым же и Животворящим Духом  освящается душа. Глубоко символично само помазание. А именно, крестообразно помазываются: чело (лоб) — в знак освящения мыслей; очи (глаза) — для освящения зрения, чтобы видеть свет истины; уши — чтобы слышать слово Божие; уста — для освящения речи; руки — для освящения сил, необходимых для творения добрых дел, угодных Богу; ноги — чтобы ходить по пути добра, правды и истины; грудь — для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим. Сообщенная миропомазанному благодать способна духовно просвещать и укреплять. Она помогает преодолевать все искушения и скорби. В завершение Таинства священник  при молитвенном пении, трижды обводит миропомазанных вокруг купели Крещения. Число «три» символизирует полноту , а круг — вечность, чем выражается вечная сила Таинства и полнота духовной радости людей, обретших спасение.  Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни и более не повторяются, потому что как физически, так и духовно человек рождается однажды.

 

Как готовится миро?

Миро в Православной Церкви приготовляется из чистого елея с добавлением белого виноградного вина и из многих благовонных веществ (ладан, лепестки розы, фиалковый, ирный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и многое другое), символизирующих многообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через помазание.  Предварительное приготовление веществ  для мироварения начинается на Крестопоклонной неделе Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных веществ.  Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелкоистолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой недели Великого поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином. Торжественный чин мироварения совершается на Страстной неделе в малом Донском соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Москве. В Великий Понедельник Святейший Патриарх совершает малое освящение воды и окропляет все приготовленные вещества и мироваренный котел. Немного святой воды вливается в котел, туда же священнослужители вливают масло и вино. Святейший Патриарх благословляет котел и трехсвечником возжигает под ним огонь. В течение первых трех дней Страстной седмицы совершается непрерывное чтение Евангелия. В это время диаконы также непрерывно специальными веслами помешивают приготовляемый состав мира. Опуская многие подробности, скажем, что приготовленное миро разливается в специальные сосуды и с надлежащим тщанием и благоговением перевозится в Богоявленский патриарший собор для освящения. Одновременно туда же перевозится и алавастр — сосуд, в котором хранится ранее освященное миро, хранимое в Церкви от святых апостолов, и миро, добавляемое в алавастр от каждого нового освящения. На Божественной литургии в Великий Четверг сосуды с миром переносятся на престол. В конце литургии Патриарх читает над миром молитву освящения. Затем он  трижды благословляет каждый новоосвященный сосуд, туда же добавляется святое миро из древнего алавастра, а сам алавастр пополняется новым освященным миром. По окончании литургии миро под особое молитвенное пение переносится в мирохранилище. По мере необходимости оно раздается епархиальным управлениям, а затем, через благочинных,  во все храмы епархий. Святое миро хранится в храмах всегда в алтаре

на престоле.

 

Как правильно обращаться к священнику?

Обращаясь к православному священнослужителю, нужно называть его по имени с прибавлением уважительного слова «отец» —  отец Сергий, отец Петр, или же просто «батюшка». Нужно заметить, что имя священника произносится не по- мирскому, а в принятом Церковью прочтении — к примеру, Сергий, а не Сергей, Иоанн, а не Иван. Обращение по имени и отчеству по отношению к священнику неприемлимо, как неприемлимо и обращение «святой отец»: это — западная католическая традиция.  Обычно при встрече со священником мы наклоняем голову, правую ладонь кладем на левую внутренней стороной к верху и говорим: «Батюшка, благословите!» Это и есть наше правильное приветствие. Священник же благословляет нас, осеняя крестным знамением, и говорит: «Бог благословит».

 

Подготовила Наталья Сивак по благословению

благочинного Червенского округа

протоиерея Валериана Бугаенко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *