Икона — окно в невидимый мир

Духовность

Встреча с иконой происходит в жизни людей очень часто и в большинстве случаев оставляет ничем неизгладимый и благодатный след.

Одна старшеклассница, когда на душе у неё было особенно холодно и тоскливо, отправилась в музей, где открылась выставка старинных церковных книг и икон. Вот как дальше рассказывает она сама: «И вот — я помню это как сейчас — оказалась я перед иконой Господа Иисуса Христа из Звенигородского чина письма Андрея Рублева. Только я взглянула на этот Лик, и произошло удивительное: как бы всё вокруг исчезло и само время перестало течь. В мою душу устремился взор… Он знал обо мне всё-всё и был обращен только ко мне. И в Нём была такая любовь, такая нежность, каких я никогда не видела и не знала. Навсегда осталось в сердце чувство, что никогда никакая человеческая любовь не может даже в какой-то мере сравниться с той Любовью, которая была обращена на меня, ко мне. Это продолжалось целую вечность, и когда я как бы очнулась, передо мной была икона — прекрасная, от которой я долго-долго не могла отойти. Но я была уже другой. Золотая струя этого взгляда согрела вечную мерзлоту, которая лежала в глубине сердца. Тот взгляд исцелил мою душу, как бы собрал её, разбитую на куски…».

Не случайно в православном богословии икону называют окном в невидимый духовный мир, «богословием в красках». Слово «икона» — значит образ, изображение. Сам Иисус Христос называется в Библии образом (иконой) Бога Отца. Апостол Павел так и говорит о Христе: «Он есть образ Бога невидимого» (Кол. 1,15). Уже в начале 4-го века в Церкви было много сказано и написано об иконе и иконопочитании. Так, святитель Василий Великий утверждал, что честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу (т. е. к тому, кто на иконе изображен). Он, в первую очередь, говорил об иконе как о моленном образе, окне в мир иной. Не представляли Церкви без икон святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.. Однако были и противники иконопочитания. Они ставили икону в один ряд с идолом, и на основе Библии пытались доказать недопустимость почитания икон. Давайте внимательно вглядимся в текст Библии.

Вторая заповедь Закона Божьего повелевает: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой» (Втор. 5,8-9). Также в другом месте Библии сказано: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Втор. 4, 15-18). Бог говорил это евреям, которые были окружены со всех сторон язычниками, имевшими своих богов. Каким богам поклонялись язычники? Нетрудно ответить на этот вопрос, вспомнив  мифологию Древней Греции, Рима, Египта, Месопотамии и т. д.. Очевидно, что изображения богов в виде Аполлона и Афродиты, тельца, змея или какого-либо другого животного, истуканов Ваала и Астарты были ложными и недопустимыми. Вот это и запрещает евреям Господь: делать такие изображения, как делали их язычники, и этот запрет народ израильский нарушил, когда сделал себе золотого тельца и стал ему поклоняться. Наряду с запретом делать идольские изображения, Бог повелевает Моисею сделать истинные изображения: «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх. 25, 18, 22). Херувимы были сделаны и внутри Иерусалимского храма: «Сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева… И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» (3 Цар. 6, 23, 28-29). Завеса в храме, которая отделяла Святое Святых от святилища и перед которой находились люди, тоже имела изображения херувимов: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона;искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26, 31). Таким образом, мы видим, что уже в Ветхом Завете перед глазами молящихся людей присутствовали священные изображения херувимов (херувимы — это высшие ангельские силы). Но почему изображения именно в виде ангелов были допускаемы Богом? Дело в том, что Бог в Ветхом Завете являлся людям именно в образе Ангела, и там есть немало таких мест, где Ангел оказывается Богом, Иеговой: «Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков… Я Бог, явившийся тебе в Вефиле» (Быт. 31, 11-13). «Сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил… И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» (Быт. 16, 11, 13). Вот Авраам готовится принести в жертву Исаака: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам… Не поднимай руки твоей на отрока… ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22, 11-12). Но ведь Авраам совсем не Ангелу собирался принести жертву, а Богу. Вот еще встреча, в которой Ангел становится Богом: «И явился ему (Гедеону) Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный… Господь, воззрев на него, сказал…» (Суд. 6, 12,14). Все эти примеры показывают, что уже в Ветхом Завете Господь допускал такие священные изображения, которые являлись непосредственным откровением Бога людям.

Если обратиться к Новому Завету, то там есть такие слова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Бог в Лице Иисуса Христа воочию был явлен людям. Ап. Иоанн Богослов, проповедуя о Христе, говорил: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам…» (1 Ин. 1, 1-3). Отец А. Мень пишет, что запрещение на изображение Бога «было до Христа, но в новозаветное время Бог уже не только — Сокровенный и Неисповедимый. Он явлен людям в таинстве Воплощения. Сама реальность Иисуса Христа как Богочеловека оправдывает Его изображение. Образ того, Кто жил на земле, Кого видели и слышали люди, Кто был не только Богом, но и Человеком, несомненно, может быть изображен и средствами искусства». Ведь христианство — это откровение не только слова, но и образа Божия. Поэтому, на основе всего вышесказанного, Православная Церковь и учит, что Бога можно изображать в таком образе, в котором Он открывался людям.

О существовании иконы в Христианской Церкви в первые три века свидетельствуют вещественные памятники, найденные в катакомбах, где христиане укрывались от язычников, вместе молились и хоронили умерших (своих собратьев по вере). Например, Иисус Христос изображался в виде доброго пастыря с овцой на плечах. Наиболее древнее изображение Божией Матери (II в.) находится в катакомбах Прискиллы: здесь Она представлена сидящей, с покрытой головой, в одежде римской женщины и с Младенцем на руках. Помимо Христа и Божией Матери, в живописи катакомб мы встречаем изображения апостолов, мучеников, пророков. (Изображения праведников стали возможными лишь после искупительного подвига Иисуса Христа, так как до Христа, своими силами люди не могли достичь подлинной святости, потому что не были искуплены и оправданы Кровью Спасителя). Официально Церковь утвердила догмат об иконопочитании на Седьмом Вселенском Соборе в городе Никеи в 787 г.. Собор был созван против иконоборческой ереси, отвергавшей почитание икон. На соборе было постановлено, что, согласно с евангельской проповедью, икону нужно почитать, как почитают Крест, Евангелие и прочие святыни (т. е. относиться благоговейно и уважительно), а служить и поклоняться можно одному только Богу. Защищая иконы, Церковь защищала, в первую очередь, учение о Боговоплощении, согласно которому, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Именно победа над иконоборчеством была торжественно провозглашена Церковью как Торжество Православия (это событие всегда отмечается в первое воскресенье Великого поста). Икона стала свидетельством того, что святость материи возможна через соединение с Богом. А это и есть высшая цель человеческой жизни — освящение и преображение самого человека и всего мира.

 

По благословению настоятеля храма Святителя Николая Чудотворца г. Червеня — протоиерея Александра Лазовского — подготовила теолог-религиовед

Валентина Усенко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *