Накануне Великого поста

Духовность

2 марта Православная Церковь вступает в Великий пост, который  установлен перед праздником Пасхи и вместе со Страстной неделей, которая посвящена воспоминанию последних дней земной жизни и страданий Христа Спасителя, продолжается 7 недель. Однако подготовка к нему начинается за четыре недели. В это время в Церкви  за Божественной Литургией читаются определенные отрывки из Евангелия, имеющие поучительный смысл для каждого человека.

В первое воскресенье  читается притча о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки 18, 10-14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (сборщик налогов). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, — грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь». Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смея даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Иисус Христос сказал, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя,  унижен будет, а унижающий себя, возвысится. К кому себя отнесем?

Во вторую неделю мы слышим притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15, 11-32). У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! Дай мне следующую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней , сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя разгульно, растратил все свое имущество и стал нуждаться. Он пристал к одному из жителей той страны, а тот послал его пасти свиней… С голоду он рад бы питаться рожками которые ели свиньи; но и никто не давал ему. Тогда он вспомнил об отце и подумал пойти к отцу и сказать:  «Отец! Я согрешил против неба и пред тобою и недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Так он и сделал. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его и сказал слугам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте  его; дайте перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем же  есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И все стали веселиться. В притче под отцом подразумевается Бог, а под блудным сыном — кающийся грешник. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, то Господь, как Отец милосердный, радуется обращению грешника, прощает ему все грехи, как бы велики они не были, и возвращает ему Свои милости и дары. Поспешим же и мы, братья и сестры, на покаяние, чтобы стать сынами и дочерьми  Божиими! В последующее воскресение читается Евангелие о Страшном суде, которым завершится бытие этого земного мира.  Этот день именуется Неделей мясопустной, так как со следующего дня начинается масленица и завершается вкушение мясных продуктов. Накануне в субботу совершается поминовение усопших — Вселенская родительская суббота. Поминая в этот день своих усопших сродников и близких, мы входим в особенный союз любви со всеми членами Церкви Христовой — и живыми, и мертвыми. Евангелие в воскресный день гласит: «Когда же приидет сын человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастыр отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Цар тем, которые по правую сторону Его: придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…»(Евангелие от Матфея25, 31-34). По какую сторону окажемся мы?

Четвертая Неделя — Прощенное воскресение или Неделя сыропустная. В этот день в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. «Если вы будете людям прощать согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете людям прощать согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие  от Матфея 6, 14-15).

О крестных родителях

К выбору крестных надо подходить серьезно и вдумчиво, понимая,  как велика их роль в духовно-нравственном воспитании крестников, в их особой ответственности  перед Богом за их дальнейшую жизнь. Поэтому крестные должны пройти своеобразный «курс подготовки» — беседы со священником.  Родителей и восприемников призывают подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии. Церковь уделяет этому особое внимание. Не могут быть крестными: а) несовершеннолетние (церковным совершеннолетием считается 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин); б) муж и жена или лица, желающие впоследствии вступить в брак;  в) муж или жена не могут быть крестными друг у друга; г) нельзя брать в восприемники монахинь или монахов; д) не могут быть крестными лица неправославного исповедания, некрещенные, неверующие; е) не должны быть крестными явные грешники, преступники или безумные. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве. Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься и их крестных. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам. Весьма неблагоразумны и противны Богу суеверные приметы, примешиваемые иногда к великому таинству святого Крещения. Так, например, если ребенок плачет, ведет себя беспокойно, некоторые обращаются за советом к суеверным людям. А те, в свою очередь, приказывают немедленно крестить ребенка, «взять в кумовья первых встречных на улице» или «не брать в кумы беременную женщину», или научают примечать при крещении, как ведет себя ребенок и, основываясь на этом, строят будущее ребенка. Неразумность этих советов очевидна.

Подготовила Наталия Сивак по благословению

благочинного Червенского церковного округа

протоиерея Валериана Бугаенко

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *