Зима уже который день показывает свой норов, засыпает улицы снегом. В этих погодных условиях дорожники перешли на особый режим работы. О том, как будет обеспечена безопасность на дорогах, о готовности предприятий рассказывают специалисты дорожных служб и ЖКХ.
Василий ЧИСТЫЙ, инженер по безопасности дорожного движения ДРСУ-121:
— Техника, обслуживающая дороги в зимний период, готова к эксплуатации. Для разбрасывания песко-соляной смеси, очистки дорог от снега используются 4 автомобиля МАЗ, пятый — с отвалом для очистки. Ожидаем, что вскоре автопарк пополнится новой единицей техники. Кроме того, на предприятии есть 7 тракторов МТЗ, 3 автогрейдера, 4 погрузчика. Техника в основном старая, износ составляет порядка 80%. Если зима будет суровой и снежной, возможно, обратимся за помощью в ПМК-237, ПМК-8, ЖКХ, автопарк или лесхоз.
На балансе ДРСУ-121 597 км дорог местного значения, из них асфальтированных — 288, гравийных — 231, грунтовых — 78 км. Обслуживаем также 203 км улиц в сельских населенных пунктах. Сейчас очистка дорог от снега происходит по мере необходимости. На базе ДРСУ-121 есть метеопункт для наблюдения за погодой. Каждые 2 часа полученные данные заносятся в журнал. Для патрульных осмотров дорог формируем экипажи.
Есть много участков, где часто образуются снежные заносы. При необходимости нарезаем бульдозером снежные траншеи, чтобы снег с полей не заметал дороги. Летом высаживаем вдоль таких участков деревья. Стараемся устанавливать снегозащитные щиты — насколько позволяют нам это финансовые средства. На больших заносах используем тяжелую технику — автогрейдеры, потому что МАЗы, МТЗ не справляются. Во время сильных снегопадов необходимо хотя бы 5 единиц тяжелой техники, у нас — 3.
Для посыпки дорог предприятие на базе асфальто-бетонного завода в деревне Дубок заготовило 2443 тонны песко-соляной смеси из 3940 тонн запланированных. В текущем году изменился ее состав — стало поровну песка и соли. Ранее эти пропорции были «два к одному».
На балансе предприятия находятся также 159 остановочных пунктов, из которых 57 — это автопавильоны (сооружения со стенами и крышей). Весной мы их благоустроили; где была такая необходимость — подкрасили, оборудовали скамейками, урнами. Уборку мусора с остановочных пунктов производим еженедельно.
В работах по зимнему содержанию дорог заняты около 35 человек: водители, механизаторы, дорожные рабочие. Диспетчерская служба круглосуточно принимает заявки по телефону 5-02-21.
Владимир ЗАДОРА, начальник линейной дорожной дистанции (ДЭУ-68):
— Мы обслуживаем дорогу Логойск-Смолевичи-Марьина Горка протяженностью 56 км. Она республиканского значения, проходит на территории двух районов. На нашем участке занято 2 МАЗа с пескоразбрасывателями и отвалами (для очистки дороги от снега и распределения песко-соляной смеси), 2 трактора МТЗ (для очистки), погрузчик (для погрузки песко-соляной смеси) и «Газель» для патрулирования. Машины к зиме готовим летом — в начале осени. Почти все они самортизированные, новый только погрузчик — 2009 года. Зимой технику задействуем всю. В прошлом году, когда бушевала стихия, ее не хватало, за помощью обращались в ПМК-70.
На линейной дорожной дистанции работают 13 человек. На сторожей возложены обязанности ответственного дежурного, они следят за погодой на месте. Диспетчерская служба находится в Марьиной Горке.
Начинаем готовиться к зимнему содержанию дорог летом. С августа заготавливаем песко-соляную смесь. Делают ее на центральной базе в Марьиной Горке, сюда привозят готовую. На начало сезона у нас заготовлено песко-соляной смеси 930 тонн, это почти 100% доведенного задания.
Проблемных участков много, на 20 км необходимо делать капитальный ремонт, а средств нет. Объемы работ по благоустройству большие, протяженность одних мостов по дороге — 500 метров, получается километр перил, которые необходимо отремонтировать, покрасить.
Весной мы привели в порядок все остановочные пункты вдоль дороги: покрасили, очистили, отремонтировали, заменили поврежденные участки. Периодически их благоустраиваем. По очистке остановочных пунктов есть проблема: некоторые люди полагают, что если стоит урна, то туда можно бросать бытовые отходы в мешках. Фактически мы не успеваем убирать мусор: вместо одного раза в неделю вынуждены направлять туда машину 3-4 раза.
Алексей ДУБОВИК, начальник линейной дорожной дистанции (ДЭУ-60):
— Наша линейная дорожная дистанция в Червенском районе обслуживает 40 км трассы Минск-Могилев (от 25 км до 65 км) и 9 км — в Минском районе. Занимаемся благоустройством остановочных пунктов на этом участке, мусор с находящихся там урн убираем ежедневно.
Техника к содержанию дорог в зимний период готова на 100%. В ДЭУ-60 в наличии 8 МАЗов, 5 тракторов МТЗ, 2 погрузчика, 1 автогрейдер. Все автомобили своевременно отремонтированы, прошли техосмотр и готовы к зиме. Машин для уборки снега и разбрасывания песко-соляной смеси у нас достаточно. Необходимости обращаться в другие организации для привлечения дополнительной техники нет. Исключением стал прошлый год, во время урагана «Хавьер».
На дороге есть «снегозаносимые» участки — около поворота на Кулики, возле Смилович, Карпиловки и др. Мы о них знаем и стараемся контролировать ситуацию. Работают 52 человека: водители, дорожные рабочие, инженерно-технический персонал.
В ДЭУ-60 для посыпки дорог заготовили 4,5 тысячи тонн песко-соляной смеси, доведенное задание выполнили на 100%.
Зимой диспетчерская служба работает в круглосуточном режиме. Звонки принимаются по номеру 2-36-50.
Георгий КЕДИЧ, заместитель директора по строительству УП «Червенское ЖКХ»:
— По Червеню общая протяженность автодорог, обслуживаемых ЖКХ, составляет 69,595 км, из них с асфальто-бетонным покрытием — 21,105 км, с песчано-гравийным — 48,49 км; по г.п. Смиловичи — 25,55 км, из них асфальто-бетонных — 7,8 км, песчано-гравийных — 17,75 км.
В течение года выполняем ямочный ремонт дорожного полотна. Так, в Червене на эти цели было использовано 107 тонн асфальто-бетонной смеси. В городе, городском поселке Смиловичи, а также в населенных пунктах, где находятся школы, детские сады, улично-дорожная сеть в течение года была обустроена искусственными неровностями из асфальто-бетонной смеси («спящими полицейскими»). В Червене их установили 20, в Смиловичах — 8.
Для работы в зимний период подготовили 16 единиц техники. Когда выпал первый снег, задействовали тракторы с отвалами для расчистки дорог, а также разбрасывали песко-соляную смесь (ее заготовили к зиме 650 тонн). Вывоз снега пока не осуществлялся.
Когда начинать уборку дорог — зависит от количества выпавших осадков. Мастер по благоустройству отслеживает ситуацию и принимает решение об очистке дорожной сети. Посыпка песко-соляной смесью также производится по мере необходимости. Состояние дорог (образовалась ли на них наледь) проверяет также мастер по благоустройству. Песко-соляной смесью посыпаем не только проезжую часть, но и пешеходные дорожки, автостоянки, парки и т.д., находящиеся на балансе предприятия.
Если возникнет в том необходимость, предприятие заключит договоры с районными организациями, чтобы привлечь дополнительную технику. В прошлом году поступила помощь от ДРСУ-121. Мы нанимали у них разбрасыватель песчано-соляной смеси.
В работах по очистке и посыпке дорог противогололедными реагентами задействовано 32 водителя и механизатора для организации работ в несколько смен.
Безусловно, для нас, пользователей дорог, главное — безопасность на них, особенно зимой. И это условие создают дорожники, коммунальники. Сезон напряженных графиков у них начался. Обеспечат ли предпринятые меры безопасность дорог снежной суровой зимой — покажет время.
Опрашивала Снежана КОВГОРЕНЯ