Божественное достоинство Иисуса Христа

Духовность

Библия — спутница людей на протяжении многих веков. В ней содержится богатейшая история человечества, начиная от сотворения неба и земли и заканчивая откровением Иоанна Богослова о новом небе и новой земле. Однако сердцевиной, центром Библии является Иисус Христос — распятый и воскресший. Не случайно поэтому личность Иисуса Христа вызывала и вызывает наибольшее количество спорных мнений. Как сказал когда-то давно праведный Симеон-Богоприимец Деве Марии, держа Младенца Иисуса на своих руках: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…» (Лк. 2, 34). В последующие времена его слова полностью подтвердились. Кем только не считали Иисуса Христа: пророком, высшим творением Бога или просто человеком, учителем нравственности. Христиане же называют Его своим Богом, а точнее, Богом, ставшим человеком, т. е. Богочеловеком. На чем же основывается учение о божественном достоинстве Христа и есть ли веские доводы у противников этого учения?

Обратимся прежде всего к Библии, так как все то, что мы знаем о Христе, изложено именно в ней. О божественности Иисуса Христа написано во многих местах Ветхого и Нового Заветов. Пророк Исайя называет Сына Божьего Богом от вечности: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 6). «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23).

В самом начале своего Евангелия апостол Иоанн Богослов, говоря о Христе — Сыне Божьем, называет Его Словом Бога, т.е. Самим Богом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 1; 14). Указывая на Свое вечное бытие, Христос сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58). «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8, 25). Сказав эти слова, Иисус дал знать евреям, что Он действительно Бог. «Я есмь» означает, что не было времени, когда Его не было. «Я есмь» значит «Сущий». А это имя Бога было открыто Моисею еще в Ветхом Завете. «Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14). В Библии есть еще такие слова Христа о Самом Себе: «Я и Отец одно» (Ин. 10, 30). «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9).

Божественность Иисуса Христа — это тайна, открытая людям Самим Богом. Когда однажды Иисус спросил у Своих учеников, кем они Его считают, то Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). А Иисус ему сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин (такое имя было у Петра до встречи с Иисусом — примеч.), потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Окончательно сами ученики полностью поверили в божественное достоинство Иисуса Христа лишь после Его воскресения из мертвых. Апостол Фома, самый неверующий среди учеников в воскресение Христово, когда вложил пальцы в раны на теле воскресшего Иисуса, то воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).

Вера в Господа Иисуса Христа, согласно Библии и вероучению Христианской Церкви, является неотъемлемым условием спасения человека. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16, 31). «Он (т. е. Христос) есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 3, 111-12). Согласитесь, что для получения вечного спасения было бы недостаточно верить во Христа просто как в учителя нравственности или в высшее творение Божие, потому что спасти человека может только Сам Бог.

Личная встреча со Христом как Богом навсегда изменяла души людей. Вспомнить хотя бы апостола Павла — бывшего Савла, гонителя христиан. Пережив встречу со Христом на пути в Дамаск (в виде ярчайшего света) и услышав кроткий голос Иисуса («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4)), он из ярого гонителя становится ревностным учеником Иисуса и мученически заканчивает свою жизнь, отдав ее за веру во Христа. Свое исповедание Иисуса Богом он выразил в следующих словах: «Ибо в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16).

В 4-м веке в городе Илиополе в семье богатого и знатного язычника Диоскора родилась дочь Варвара. Диоскор рано овдовел, потому он души не чаял в своей дочери. Варвара росла очень красивой. Ее отец, будучи гордым и деспотичным, поселил Варвару в высокой башне, чтобы скрыть красоту дочери от чужих глаз. Находясь в одиночестве, чистая душой девушка любовалась окружающим миром из своего окна. Она стала чаще и чаще задумываться, кто сотворил окружающий мир. Служанки пытались дать ответ на ее вопрос, указывая на различных богов (истуканов), которым поклонялся ее отец. Варвару не удовлетворяли эти ответы, так как, отвечала она, эти боги сделаны руками самих людей. Она пришла к выводу, что должен быть единый Создатель всего мира, невидимый и всемогущий. Когда Варвара познакомилась с христианами, те рассказали ей о Христе. Поверив в Него как в Бога, Творца всего мира, Варвара не отреклась от Него даже перед лицом смерти. Ее отец, придя в ярость от того, что его дочь стала христианкой, сам казнил Варвару. (Сейчас мы называем ее святой великомученицей Варварой. В нашем храме (Святителя Николая Чудотворца г. Червеня — примеч.) имеется старая икона этой святой, которая находилась в разрушенной ныне церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Игумене. Эта икона сохранилась до наших дней благодаря стараниям верующих в то время). Таким образом, мы видим, что в первые века христианства верующие во Христа отказывались поклоняться другим богам (идолам), так как они верили в единого Бога — Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос — совершенный Человек и вечный Бог в одном лице, как учит Христианская Церковь. Именно поэтому Он являет Собой пример беспредельной чистоты, любви и совершенства. Он есть тот идеал, к которому во все века стремилось человеческое сердце. Эта вера в божественность Иисуса Христа, равно как и любовь к Нему, были замечательно высказаны Ф. М. Достоевским: «… нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с «истиной».

Те, кто отрицает божественность Христа, отнимают у людей живого реального Спасителя и обрекают все человечество на безнадежное будущее.

По благословению настоятеля храма Святителя Николая Чудотворца г. Червеня —

протоиерея Александра Лазовского подготовила теолог-религиовед Валентина Усенко

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *