Он хотел жить…

Общество

Имейте  мужество жить. Умереть-то любой может

(Роберт Коди)

…А когда сил не было, он ждал. Иногда мучительно долго. Но сейчас все пути сошлись в одну точку, и из этой точки не было выхода. Он знал это точно. Ждать он не мог. Даже до завтра. Он   не хотел умирать. Он очень не хотел умирать. Тем более так. Но еще больше он не хотел жить. У него просто не было сил жить. Совсем. Не было сил ждать, несмотря на только что выпитую бутылку  пива. Часы   отмеряли  время, которое ему уже  не  принадлежало. Его жизнь закончилась. Вообще, все закончилось. Назад пути  не было. Вперед тем более. И поэтому он здесь, в этом  полуразрушенном после пожара,   материнском доме. Зачем тянуть еще? Пора. Он шагнул вперед. Веревка врезалась в шею. Табуретка с громким треском упала на пол, но  этого  он уже не слышал. Все заслонила боль. Время остановилось. Почему же так больно? Если бы он знал, то выбрал бы другой  способ ухода. Но раньше он не знал, а сейчас уже поздно. Прошла вечность, полная боли. Потом еще одна  вечность. Потом все исчезло. Он умер. Он убил себя. В 16 лет. Почему?

Накануне этого  трагического дня 26 февраля 2013  года, он  еще раз  посмотрел  на  свою  жизнь. …Роды у матери  были тяжелые. Он едва не умер от удушья. Акушерка, помогавшая его появлению на  свет, долго заставляла его сделать первый вздох. Он закричал, захлебываясь  криком. И это все, за что он благодарен родителям: он появился  на  свет. Но оказалась, что у его  родителей были свои  планы на жизнь. Кажется, отец как  начал  отмечать   его появление  на  свет, то не остановился  даже  тогда когда он сделал  первые шаги, сказал  первые  слова. И ему почему-то кажется, что  это не были   привычные  слова «мама», «папа». А потом отец вообще исчез на необъятных  просторах России. Осталась мама. Так хотелось побыть у нее на руках, получить ласку, вдыхать  приятный запах материнского  молока. Однако у нее было  много  своих забот.  Он пытался объяснить ей,  плакал, чтобы  она так не  поступала  с ним. Но все было бесполезно. Вот, думал, вырасту, мать  поймет  его  и все будет замечательно. Но она  его  так  и не  поняла. Даже  когда ему исполнилось  16 лет. Она не  поняла, что  учеба в лицее его тяготит. Не потому, что он не хочет  учиться  вообще, а потому, что  эта  специальность ему не нужна. Он хотел заниматься  спортом, как в школе так и в лицее. Были и  результаты. Но в этом  его  никто не поддержал. Почему его  не  понимали  ни мать, ни педагоги. Только и слышал: с этим  мальчиком  не дружи, вечером не ходи, занятий  не  прогуливай. Но почему никто не хочет  понять, что он уже взрослый. Он сам  может разобраться что плохо, а что хорошо. Да, он курил и даже в компании выпивал. Он ведь не хотел быть белой  вороной среди сверстников: тебя  ведь там выслушают, поддержат, никто ни в чем не упрекнет. Да  не участвовал он в краже этих  проклятых батарей. Друг  попросил  помочь поднести. Не знал, что они  похищены. А тут еще  новые  подозрения в краже, которой он не совершал. Он же не может быть  «шестеркой» и сдать друзей. Уже надоели эти выяснения  отношений  при  очередной просьбе дать  денег. Разве только он один потерял телефон, другие  не теряли? Неужели он не должен иметь возможности  купить  девушке цветы?  Да,  он  согласен идти работать, как она  того  хочет. Но только что он  может? Надоело. Как все достали. В том же лицее. Только и слышишь: учись, не нарушай, не ходи с плохими  парнями. Это кто же определил, что они  плохие? И главное: говорят, а в глазах равнодушие, какие-то пустые глаза. А тут еще вызовы к следователю. И вопросы, вопросы, словно он организатор какой-то банды. Даже негде уединиться  и побыть с самим  собой. У бабушки — брат, мать  сама живет  в доме  отчима. А свой дом она  ремонтировать  не собирается. А ведь  только там он смог бы побыть  сам  с  собой. Ничего, он еще  посетит   свой дом, еще  узнают на что он  способен. Он не слабак, он сильный. Ничего, скоро  все это закончится для него.  Он больше не будет   ни для кого проблемой.

Вот  только  как быть с Катенькой.  Катенька, любимая!  Он  помнит   все  встречи  с нею. Как  он к ним  готовился, чтобы  успеть  встретиться     после занятий в школе. Как наряжался, как носился  в  поисках цветов в этой деревне. Время,  проведенное у нее дома, — самые  прекрасные  моменты  жизни.  Он все говорил, говорил, а она слушала с серьезным, не по годам, видом. А как улыбалась! Но  на  предпоследней  встрече она  была  напряжена. Уже не  светились  радостью  ее глаза. Он понял в чем причина только  к концу  встречи: мама сказала, что он из плохой семьи. Он хотел  объясниться, хотел  рассказать, что он  не такой  как о нем  думают. Он способен на  многое: на любовь, дружбу. Перед этой,   последней в его жизни  встречей  с Катенькой, он не удержался  и немного выпил. Единственный раз. Последний раз. И по этой  причине  простить  себе не может: наверное, он все-таки  слабак. Он  ни  на что не  способен, он убил  свою  последнюю  надежду  на любовь, на возможность  жить.   Последние слова, что  написал он в этой жизни, были  адресованы  к матери Катеньки: «Мама я люблю тебя, но почему ты не нехатела считать меня за свайва  сына Марат».  Потом, с чувством  выполненного  долга в этой жизни, он  направился к дому, который так  и  не стал  очагом  домашнего благополучия.

Самоубийство — это сила  перед смертью и слабость  перед жизнью. Почему-то эти  слова  приходят  на  память, когда знакомишься   с этой  историей  жизни  и  смерти Марата Шагаева?

…Человеку даруется жизнь. Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учится жить, чувствовать. Он узнает и познает мир. Но в жизни каждого ребенка  есть слезы, обиды, разочарования. Ребенок становится злым, несчастным, непонятым, непринятым. Он растет и вместе с ним растут его слезы, обиды и разочарования. Не понят, не принят, отвергнут. В результате в сложном  подростковом  возрасте человек начинает остро ощущать  себя никому не нужным. Ведь  часто ему не то что не с кем  посоветоваться, а даже поговорить по-человечески. В итоге на него оказывает влияние улица, где он начинает   самоутверждаться, пробуя курить, принимать алкоголь. Родители  должны набраться терпения и работать  с ребенком, разговаривать  и любить друг друга. Ведь  семья — единственный  институт, где власть осуществляется через любовь. Этой любви никогда не бывает много. А еще бывает в дефиците поддержка и понимание.

Психологи утверждают, что  существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом: около  половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли  в семьях, в которых один из родителей умер или покинул семью. А ведь  (только за редким исключением)  отчим   не заменит  отца мальчику. К сожалению, исключением  из правил  не стали  взаимоотношения Марата  с отчимом.  Вот какие рекомендации дал психолог его отчиму: «В общении с Маратом избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жестокой требовательности. Противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода из дома. Но недопустимы и недостатки контроля, безнадзорность, а главное — отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям. Марат очень тонко чувствует, что взрослым (родителям) не до него. С целью формирования здорового  образа жизни, преодоления враждебности и агрессивности в  поведении  сына, родителям необходимо создать для него такие условия жизни, где ему   демонстрировались бы образцы здорового образа жизни и миролюбивого  отношения между людьми, отсутствовали бы негативные  примеры агрессивного поведения…». Выполнил ли  отчим рекомендации психолога?  Риторический вопрос.

Психологическая травма и нервный срыв  могут наступить и от любовного  разочарования. Сыграло  ли оно  свою  роль  в поступке Марата?  Скорее всего, да. Ведь одним  из основных психологических объяснений проблем, связанных  со сверстниками, у подростков      является чрезмерная зависимость  от другого человека. Она возникает, как правило, в качестве компенсации  отсутствия контакта с родителями. В этом  случае, отношения с Катей стали для Марата столь значимыми и эмоционально необходимыми, что их осложнение  он мог  воспринять  как невосполнимую  утрату, лишающую  смысла дальнейшую жизнь.

Проблемы, связанные  с учебой, отчисление из лицея  могли  стать «последней каплей», так как  в других сферах жизни подростка, по его убеждению, были  непреодолимые конфликты. Легкоранимого мальчишку, каким по утверждению родных  был Марат, могла спровоцировать и пустяковая, с точки зрения взрослых, проблема. Например, вызов  в милицию. А  ведь  после  смерти  уголовное  преследование  против  него  было  прекращено за недоказанности  участия  в совершенной краже.

Все причины, приводящие к суициду, выступили  против  подростка  вместе.  И  трагическая развязка  произошла  по  причине того, что Марат был не  способен дать адекватную оценку сложившейся ситуации, а рядом  не оказалось  человека, которому  бы он поверил и который бы  желал  помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации.

Большинство самоубийц перед  смертью делятся  своими  намерениями. Однако  сверстники, с которыми Марат   контактировал как  во время учебы,  так  и  в  свободное от  нее  время твердят: намерениями  о суициде он не делился. Может быть. А почему не было  настороженности  у  воспитателей и учителей? Они тоже утверждают, что в поведении Марата отсутствовали признаки подготовки к самоубийству.   Однако настораживает  следующее  обстоятельство.

14 февраля 2013 года  в лицее Марат прошел цветовой   тест Люшера (психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретенный доктором Максом Люшером). Это  произошло  через  9 дней  после  подачи заявление  на отчисления из лицея. До самоубийства  оставалось 12 дней. Вот  только отдельные  выдержки результатов теста: «Краткая интерпретация: стремление сопротивляться всему, неадекватность, эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования,  воспринимает существующую ситуацию как превратность судьбы. Считает, что к нему предъявляются слишком высокие  требования,  старается  избегать постороннего влияния, чтобы не дать переубедить себя, считает, что ситуация безнадежна. Физиологическая интерпретация: напряжение, вызванное подавляемой эмоциональностью, разочарование привело к сдержанному и недоверчивому «уходу» от других и замкнутости. Психологическая интерпретация: стремиться любой ценой избежать дальнейших разочарований, считает, что его обманывают и злоупотребляют его доверием, разочарование и боязнь, что определять какие-либо новые цели не имеет смысла, вызвали тревогу, ощущение пустоты и презрения к самому себе, в котором он не  признается. Его отказ признать это вынуждает вести себя вызывающе  и своевольно…».

…Убийца убивает человека, самоубийца — человечество,- сказал Г.Честертон. И  это серьезный  повод  всем нам, взрослым, задуматься.

 

Михаил Игуменский

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *