Десять заповедей Божиих

Духовность

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Так гласит вторая заповедь Закона Божия. Этой заповедью Господь Бог запрещает человеку создавать себе кумиров (идолов) — вещественных и воображаемых — служить им и воздавать какие-либо почести.

Заповедь эта была дана еврейскому народу в то время, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В те времена отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких чудищ — все, в чем темное суеверие видело что-то необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем христианство принесло людям светлое учение о едином Творце вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях. С веками христианская вера вытеснила суеверия почти повсюду, и язычество сейчас осталось только в немногих уголках мира — частично в Японии, Китае, Индии, среди диких племен Южной Америки и Африки. Для современного человека буквальное поклонение идолам — немыслимо и смешно. Тем не менее, если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей поклоняться перед чем-либо, кроме Единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонения перед вождями и лидерами. Идолом делается наука, когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Такие страсти, как наркомания, курение, пьянство, азартные игры, — все это жестокие кумиры современного человека. К идолопоклонству относится также любостяжание, то есть стремление к приобретению богатства. Эта страсть поглощает человека желанием иметь все больше и больше. Остановиться трудно.  Для достижения целей наживы выбираются страшные и порой бесчеловечные средства. Финал — почти всегда один. Тем более, что человек забывает о том, что смерть обрывает эту страстную и страшную дорогу жизни человека. Богатство, к сожалению, с собой забрать нельзя. Для корыстолюбивого человека богатство становится как бы идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем Богу. Сюда же относится чревоугодие — лакомство, объедение, пьянство. О таких людях, которые выше всего ставят чувственные удовольствия от еды и питья, апостол Павел говорит: «Их Бог — чрево». Гордость и тщеславие — это тоже грехи против второй заповеди. Человек, имеющий о себе и о своих достоинствах (уме, красоте, таланте) чрезмерно высокое мнение, чтящий только себя, с презрением относящийся к  мнениям и советам других людей, делает кумира из самого себя (как для себя, так и для других). Вторая  заповедь, запрещая тонкие указанные пороки идолопоклонства, внушает следующие добродетели: нелюбостяжание и щедрость, воздержание, пост и смирение. С запрещением поклоняться идолам и кумирам никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем нас часто упрекают сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами и кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых. Поклоняясь иконам и молясь перед ними, мы молимся не материальной иконе (т.е. дереву, краске, металлу), а Тому, кто на ней изображен. Человек так устроен, что его зрение, слух и другие чувства имеют огромное влияние на его мысли и духовное настроение. Гораздо легче обращаться мыслью к Спасителю и сознавать Его близость, когда видишь пред собой Его Пречистый Лик, или крест, нежели перед тобою пустая стена или что-либо отвлекающее мысль от молитвы. Не противоречит второй заповеди почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками пред Богом. Мы обращаемся к ним, просим молиться о нас пред Господом  и помогать нам в добрых делах. Ведь Сам Господь повелел: «Молитесь друг за друга». Известно, что Господь часто по молитве одних помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви — в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу. Мы — верующие на земле и святые на небе — составляем одну духовную семью.

 

Подготовила Наталья Сивак

по благословению благочинного Червенского округа протоиерея Валериана Бугаенко

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *