Нелегальная миграция: санкции или сотрудничество

Общество

Миграция — неотъемлемая часть жизни современного общества. На данный момент развитие миграционных процессов в мировой экономике идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграционные потоки вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного процесса, который в значительной степени обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.

Причины нелегальной миграции охватывают множество аспектов, в т.ч. социально-политические, экономические и военные. На первом месте среди причин отъезда мигрантов из своих стран стоит отсутствие работы, вооруженные войны, вопросы личной безопасности. По направлениям незаконной миграции можно четко проследить общую характерную тенденцию для этого явления: нелегалы перемещаются из стран третьего мира в экономически развитые государства. Демографический и ресурсный дисбаланс между развитыми и развивающимися странами, асинхронность процессов модернизации еще более способствует миграции населения из неблагополучных государств. В настоящее время можно выделить несколько основных регионов, куда в поисках работы и лучшей жизни направляются нелегальные мигранты. Так, нелегальная миграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой развития европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев. В течение многих лет Европа была заинтересована в нелегальной трудовой миграции, выгодной как для работодателей, так и для государства в целом. Именно поэтому правительства западноевропейских стран недостаточно активно препятствовали проникновению извне нелегальной рабочей силы. Так, Германия фактически поощряла полулегальную иммиграцию курдских и турецких рабочих, Франция —- алжирских, Великобритания — нелегальный массовый наем индийских и пакистанских рабочих. В настоящее время в мире насчитывается около 200 млн. мигрантов, Первое место по этому показателю занимает Европа, свыше 20%. В страны Евросоюза ежегодно незаконно прибывает более 500 тыс. чел., не считая сотен тысяч беженцев. Оценить реальные масштабы нелегальной миграции с высокой  долей  точности  вряд ли возможно. Наибольшее число незаконных мигрантов сосредоточено во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании.

Нелегальная миграция создает реальные и потенциальные угрозы практически любому аспекту безопасности принимающего общества, вызывая     деформацию его социальной,  демографической, территориальной структур, обострение конкуренции на местных рынках труда и жилья, образование целых секторов занятости, не поддающихся законодательному регулированию,    столкновение этнических и субэтнических стереотипов и норм поведения, социальную и культурную маргинализацию и  криминализацию  общества, возникновение очагов социальной напряженности, рост ксенофобии и экстремизма. Общая миграционная ситуация в Европе, которая характеризуется изменением национального, этнического, религиозного состава мигрантов, резко обострилась в связи с массовым притоком мигрантов-мусульман. Они принесли с собой не только свой язык и обычаи, но и религию, преимущественно, ислам. Мусульманская конфессия заняла прочные позиции в Европе, выйдя на второе место, как в католических, так и протестантских странах.

Мигранты стремятся попасть туда, где уже живут их родственники  и знакомые, что облегчает доступ на рынок труда. А также в крупные города, где постоянно возникают рабочие места в промышленности и сфере обслуживания. Поэтому они часто превращаются в достаточно заметные группы населения. В любом крупном европейском городе есть районы, где живут преимущественно мигранты. Так, турки составляют сегодня 7% населения берлинского Кройцберга, а индопакистанцы — 34% населения лондонского Брикстона. В Британии же находится Лестер — единственный в Европе город, где белое население составляет меньшинство, всего 47%.

Это не могло не вызвать    обострения социальных   и этнополитических отношений между коренным   населением и мигрантами,  способствовало усилению  антииммиграционных настроений в обществе и в конечном итоге привело к массовым выступлениям против проводимой миграционной политики. Важно отметить, что ультраправые силы ряда европейских стран, играя именно на проблеме миграции, смогли добиться в последнее время серьезных политических успехов (например, в Австрии, Дании, Франции), создав определенную угрозу позициям правящих  партий. Это вынуждает правительства западноевропейских государств,   которые реально осознают    необходимость сбалансированного, комплексного    и многостороннего подхода к управлению миграционными процессами, с учетом всех факторов, порождающих нелегальную миграцию, более активно искать новые пути решения проблем.

Нелегальная миграция все чаще рассматривается как один из возможных путей распространения международного терроризма. Кроме того, трагические события последних лет привели к необходимости выбора между свободой личности и безопасностью. Другими словами, нелегальная миграция серьезно затрагивает сферу как национальной, так и личной безопасности жителей стран Европейского Союза.

Западноевропейские страны все больше осознают опасность, которую представляет нелегальная иммиграция для Европы. Задачу уменьшения притока нелегальных мигрантов Брюссель решает уже давно, но особых успехов пока не добился. Возможно, потому, что большинство государств Евросоюза пытаются не столько бороться с предпосылками и причинами незаконной миграции, сколько отпугнуть самих беженцев от Старого Света, отвадить нежелательных иностранцев от той или иной страны. Да и разногласий и разномнений по данному вопросу между странами Европейского Союза предостаточно.

Например, не так давно Франция, решила не пустить на свою территорию около 20 тыс. тунисцев, которым в Италии был выдан временный вид на жительство. В ответ Рим заговорил о крахе всего ЕС. Данное решение вызвало недовольство правозащитников и итальянских властей, обвинивших Париж в нарушении норм Шенгена, то есть единой Европы без границ. Другие страны поддержали Францию, дав понять, что не собираются предоставлять убежище десяткам тысяч людей, бегущих от арабских революций. Партнеры Италии по ЕС заявили, что скорее пойдут на восстановление пограничного контроля на границе с Италией, чтобы сдержать поток мигрантов. Это позволит не допустить усиление нетерпимости европейцев по отношению к нелегалам и, как следствие, взрыв недовольства внутри Шенгенской зоны. Аналогичную позицию занял и другой сосед Италии — Австрия. «Пустить в страну людей, которые не могут прокормить себя сами и не могут доказать, что у них есть собственные средства на проживание, означает создать почву для преступности, а я, как ответственная за безопасность, не могу этого допустить», — заявила глава МВД Австрии Мария Фектер. По ее словам, «Италия — большая страна, которая вполне могла бы продемонстрировать добрую волю и сама решить эту проблему». Австрию поддержала Швеция, которая хотя и не является членом ЕС, но интегрирована в Шенгенскую зону. Из этой страны уже депортированы несколько десятков беженцев из Туниса. Напомним, Италия столкнулась с проблемой резкого наплыва иммигрантов из Северной Африки после свержения в Тунисе президента Бен Али в январе 2011 года. В результате ослабления пограничного контроля в этой североафриканской стране на итальянский остров Лампедуза прибыли более 20 тыс. нелегалов. Военная операция в Ливии лишь усугубила ситуацию, ведь раньше Муаммар Каддафи по «большой дружбе» с Сильвио Берлускони сдерживал потоки мигрантов у своих границ. Покойный ливийский лидер не раз предупреждал, что если Европа откажет ему в поддержке, в том числе и финансовой, то сотни тысяч выходцев с Черного континента «быстро превратят Европу в Африку».

Существуют разногласия среди участников европейского альянса и к самим подходам борьбы с нелегальной миграцией. Часть экспертов считает, что европейский континент должен оставаться убежищем для страждущих, некоторые призывают политику Евросоюза в данном вопросе сводить лишь к одному мероприятию — защите. Несколько лет назад министр внутренних дел Германии Вольфганг Шойбле предложил государствам ЕС «наряду с усилением пограничного контроля принять меры борьбы с причинами незаконной миграции» и «сотрудничать со странами-соседями». Это видится наиболее верным решением, но в настоящее время нельзя говорить о плодотворном сотрудничестве как между самими странами Евросоюза, так и с приграничными государствами.

Между тем, сегодня ни для кого не секрет, что нелегальные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности транзитных стран, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и социальной защиты государства. Именно нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцирует обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и является питательной средой для ксенофобии и радикального национализма. В сложившихся условиях геополитическое положение Республики Беларусь способствует использованию ее территории в качестве транзитного коридора для перемещения мигрантов в приграничные области, а так же как место временной легализации на территории страны.

Так не пора ли Евросоюзу, здраво оценив степень национальных угроз от нелегальной миграции, не воспринимать действия белорусской стороны по защите границ европейских государств как должное, а наконец-то выбрать из двух «С» — санкции или сотрудничество. Ведь каналы как перекрываются так и открываются.

О.КАРМАНОВА

 

 

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *