Понятие государственного соцзнака планируется ввести в законодательство Беларуси

Общество

Елена Диковицкая, депутат, член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду,социальной защите, делам ветеранов и инвалидов:

Елена   Михайловна, над какими новыми законодательными актами идет работа в комиссии, в которой Вы работаете?

— На заседании Постоянной комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов рассмотрена подготовка к первому чтению законопроекта по внесению изменений в законы, касающиеся социального обслуживания. В законодательство Беларуси планируется ввести понятие государственного социального заказа. Это экономическая и правовая форма реализации государственных планов и программ, которая направлена на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности. Цель социального заказа — это решение социально значимых проблем населения путем бюджетного финансирования социально значимых услуг и проектов социальных организаций, а также привлечение инновационных, интеллектуальных кадровых и материальных ресурсов на эти цели. Обсуждаются в том числе и поправки, предложенные общественными организациями.

Чем вызваны такие изменения в законодательной базе?

— Прошло уже более 10 лет с даты принятия действующего закона по соцобслуживанию. За это время произошли существенные изменения. Например, появились новые учреждения — территориальные центры соцобслуживания населения. Сейчас по стране действует 151 центр. Раз появились новые организации — это значит новые технологии, нестационарные формы соцобслуживания и многое другое. В стране возросли требования к качеству социального обслуживания и спрос на социальные услуги. Стал формироваться рынок соцуслуг, представленный как государственными так и негосударственными организациями.

Чем вызвано введение государственного соцзаказа?

— Конечно же, необходимостью формирования рынка соцуслуг. Проект закона регламентирует права, обязанности и полномочия как самого госзаказчика, так и исполнителя. Документ содержит и нормы, касающиеся взаимодействия заказчика с юрлицами, индивидуальными предпринимателями при оказании соцуслуг через механизм государственного соцзаказа. Ожидается, что госзаказ позволит повысить доступность соцобслуживания, будет удовлетворять спрос граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Также предполагается повышение качества соцуслуг за счет конкурентных отношений, развитие инновационных форм соцобслуживания, привлечение в эту сферу средств иностранных инвесторов. Кроме того, госзаказ позволит привлекать некоммерческие организации, в том числе и общественные объединения, к оказанию соцуслуг в тех населенных пунктах, где нет соответствующих госорганизаций и их создание экономически нецелесообразно.

Какие общественные организации могут привлекаться к оказанию соцуслуг населению?

— Это хорошо зарекомендовавшие себя общественные организации: Белорусская ассоциация детей-инвалидов и молодых инвалидов, Красный Крест, Белорусский фонд SOS-детская деревня и многие другие.

Скажите, есть ли такая форма работы как госзаказ в сфере социального  обслуживания других стран?

— Да, конечно. При подготовке проекта закона был изучен опыт Норвегии, Германии, России, Кыргызстана и других. В этих странах существует государственный соцзаказ. Это очень выгодно для всех. Прежде всего, для государства — выгоднее выделить деньги тому, кто может качественно оказать услугу, когда в ней есть потребность, а не бесконечно расширять штат госучреждения.

Какие еще дополнения будут введены в законодательные документы, касающиеся социального обслуживания?

— В документе помимо государственного соцзаказа дается определение социальной услуги, конкретизируются основные принципы соцобслуживания. Предлагается также дополнить закон «О социальном обслуживании» главой о государственном регулировании и управлении в этой области. Нововведение позволит, помимо прочего, определить комплексную регламентацию правоотношений в сфере социального обслуживания.

В отдельную статью выделены полномочия Министерства труда и соцзащиты. В проекте они значительно расширены, что позволит регулировать деятельность учреждений соцобслужвания коммунальной формы собственности, среди которых не только 151 территориальный  центр, но и 76 домов-интернатов. В частности, предлагается, чтобы министерство разрабатывало и устанавливало нормативы численности работников учреждений соцобслуживания, нормы питания в учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание и т.д. Предполагается, что Минтруда совместно с Минздравом будет утверждать перечень медицинских показаний и противопоказаний для оказания соцуслуг в соответствующих учреждениях.

Л.Титовка

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *